10.12.2008 | 19:39

Вселенная Оливье Мессиана

Его называли: сын Франции и всего мира. 10 декабря исполнилось сто лет со дня рождения Оливье Мессиана – одного из самых ярких, универсальных и своеобразных музыкантов ХХ века. Современникам казалось, что творческий путь Мессиана был спокоен и тих, ведь всю жизнь он был верен двум занятиям – музыке и орнитологии, а историки музыки нередко сравнивают его с Бахом. Будучи примерным католиком, значительную часть своей жизни он проработал церковным органистом, написавшим немало произведений духовного содержания. Рассказывают "Новости культуры".

Оливье Мессиан – композитор, который придумал свою музыкальную и мировоззренческую Вселенную, свой музыкальный и ритмический порядок, при этом сам уверял, что не придумал ничего нового. "Будучи человеком религиозным, он не брал на себя ответственность за то, что он сам что-то изобретает. Он обращался к тому, что уже было сделано. Ритмика античности, огромный раздел, и ритмика восточная", – поясняет доктор искусствоведения Татьяна Цареградская.

Ритм – это одна из важных составляющих музыки Мессиана. Более того, он уверял, что он не композитор, а ритмист, который организует звуки в ритм, что значит – порядок. А порядок – это все наше мироздание, это космос. Сам Мессиан был в высшей степени человеком порядка. Он больше шестидесяти лет проработал в соборе Святой Троицы.

Французский органист Тьерри Эскеш познакомился с Оливье Мессианом, когда ему было десять лет. Мессиан послушал юного музыканта и дал ему творческое напутствие: работать как органист, работать как импровизатор и еще раз работать как композитор. Как и он сам. "Мессиан мне говорил, что его мессы – это синтез его импровизаций. То, что приходило ему в голову во время богослужений, он записывал. С другой стороны, он с легкостью переходил из органного пространства – пространства мануалов – в оркестровое", – замечает Тьерри Эскеш.

Оливье Мессиан писал и для камерных составов. Одно из самых пронзительных его сочинений – "Квартет на конец времени". Он сочинил его в 1941 году в лагере для военнопленных. Впервые его исполнили взятые в плен солдаты. Другое важное сочинение Мессиана – опера "Франциск Ассизский" – было написано уже после войны. Святой, умевший разговаривать с птицами, – тема для Мессиана в высшей степени интересная. "Его творческий мотив, который проходит через все творчество, – это пантеизм. Он выражается в занятиях Мессиана орнитологией", – рассказывает профессор Московской консерватории Владимир Чинаев.

Мессиан нотами записывал голоса птиц, пренебрегая всеми правилами орнитологов-традиционалистов. Специалист Московского зоопарка Иннокентий Сметанин говорит, что правильную картину голосов птиц дают только графическая и фонозапись. "Были попытки записывать голоса и нотной записью, но адекватно записать не удалось", – утверждает он. Не удалось никому, кроме Мессиана, который сам ходил по лесам с нотной тетрадкой в руках, а потом переносил пение птиц на бумагу.

"Пение соловья – прекрасное. Это битва между двумя звуками", – говорил Мессиан. У композитора был свой класс в Парижской консерватории. У него учились Булез, Штокхаузен, Ксенакис. Есть последователи Мессиана и в России. К таковым причисляет себя Антон Батагов. "Всю музыку, которую написал Мессиан, он написал исключительно на религиозные темы, что, согласитесь, в музыке XX века не такой частый случай", – отмечает Антон Батагов.

Потому и остается Оливье Мессиан композитором, придумавшим свою музыкальную Вселенную, не похожую ни на чью другую.