11.12.2008 | 11:52

Возвращение утраченного шедевра Антона Рубинштейна

Завтра в Пермском театре оперы и балета состоится мировая сценическая премьера оперы Антона Рубинштейна "Христос". Замысел этого грандиозного сочинения композитор вынашивал долгие годы, а написал в последние месяцы жизни в Германии. Первое и единственное концертное исполнение фрагментов оперы состоялось в Штутгарте в 1894 году. После смерти Рубинштейна партитура считалась безвозвратно утерянной. Микрофильмы с ее копиями обнаружил в Берлинской национальной библиотеке правнук композитора, дирижер Антон Шароев. Пермский театр взялся выполнить сложную задачу: вернуть к жизни итоговое сочинение Антона Рубинштейна и осуществить первую в России постановку духовной оперы. Рассказывают "Новости культуры".

Двенадцать лет Антон Шароев искал оперу Рубинштейна "Христос", которую композитор написал в конце XIX века в Германии. "Прошло две войны – Первая и Вторая мировая. Меня все искусствоведы Германии уверяли, что вряд ли удастся найти после этих событий", – вспоминает дирижер. Однако в архивах Берлина ему повезло. Старая микропленка сохранила одно из главных сочинений Антона Рубинштейна.

Спектакль будет идти на пяти языках: русском, немецком, древнееврейском, армянском и латыни. Семь картин оперы – это главные сюжеты Евангелия. Второе название оперы – "Семь попыток познания божественного". "Мы пытаемся понять, что с нами сделало время, что с нами две тысячи лет происходило и как так получилось, что все больше и больше мы теряем то божественное, что в человеке заложено изначально", – поясняет художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян.

В спектакле задействована вся оперная труппа, оркестр, хор, детская группа. А вот сам Христос на сцене не появится – будет звучат только голос. "Я пытался это спеть просто, как одну из партий, не беря на себя ответственность, что вот сейчас я буду вещать со сцены великое слово", – говорит солист Пермского театра оперы и балета Павел Брагин, один из исполнителей партии Христа. Эта роль поделена между двумя тенорами. Их голоса звучат из разных точек зала.

Библейские истории, с одной стороны, вполне конкретны, с другой – абстрактны. Создать объемный визуальный образ – такая задача стоит и перед художником. "Некий куб, который раскрывается, как земля – некий символ жизни. Потом внутри возникают свои истории развития театра, науки, космоса. В финале все возвращается на круги своя", – замечает художник-постановщик оперы Елена Соловьева.

Ставить неизвестное произведение, с одной стороны, легко, так как не сложилось никаких традиций, а с другой – сложно, ведь на постановщиках лежит ответственность первооткрывателей великого оригинала.

Читайте также: Сергей Коробков о премьера оперы "Христос" в Пермском театре оперы и балета