11.12.2008 | 14:29

К 60-летию Музея имени Рублева

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, расположенный в Спасо-Андрониковом монастыре, отмечает две знаменательные даты: 60-летие музея и 650-летие со дня рождения великого иконописца, имя которого он носит. Первоначально в фондах музея хранились только копии и фотографии. Сегодня в его собрании более пяти тысяч единиц хранения. Это уникальные памятники древнерусской культуры. В честь юбилея экспозиция музея была расширена. Ее пополнили иконы, которые прежде хранились в запасниках. Теперь они доступны публике. Рассказывают "Новости культуры".

Четыре зала открыты после недавнего ремонта. Теперь там собраны иконы периода смутного времени – второй половины XVI и XVII веков. Большинство из них выполнено московскими мастерами. "Здесь удалось сделать очень многое. Здесь удалось показать достаточно резкий переломный момент в развитии московского искусства от удивительно просветленной утонченности дионисиевской эпохи. И вот этот драматический этап в истории России связан с Иваном Грозным", – поясняет директор музея Геннадий Попов.

Образы Петра и Февронии, Рождество и Успение Богородицы, лики святых – по этим работам московских мастеров можно проследить изменения в традиции иконописи переломной эпохи. В XVII веке появляются так называемые "иллюстративные иконы – например, икона Рождество Богородицы с житием из церкви Тверской области. В экспозиции есть и чудотворная икона. "Там есть замечательный образ Владимирской Богоматери, которую заказал, удушив сначала митрополита Филиппа, Малюта Скуратов. И он был сделан в 1572 году, и потом уже прославился как чудотворный", – продолжает Геннадий Попов.

До XVII века на иконах изображалась только нематериальная жизнь. Позже стали появляться пейзажи и элементы архитектуры реальных исторических памятников. "Привлеку ваше внимание к этой детали, к этому странному балдахину, похожему на башню, на которой стоит фигура Христа. Она вызывает совершенно конкретные ассоциации с реалиями Святой Земли", – показывает профессор, доктор искусствоведения Анна Рындина. Это изображение кувуклии над гробом Господним в Иерусалиме.

Особое место в экспозиции занимает иконостас XVII века Спасо-Ефимьевского монастыря в Суздале. Этот иконостас сделан по заказу царя Алексея Михайловича. "Он принадлежит, конечно, к очень качественным московским памятникам эпохи Алексея Михайловича, созданный, несомненно, царскими изографами московскими, Московской Оружейной палатой. Он очень близок к аналогичному чину из Саввино-Старожевского монастыря в Звенигороде, просто его родной брат", – замечает Анна Рындина. Из разрушенной церкви Благовещения мастерам удалось сохранить уникальные фрески. Пятиярусный иконостас находился на восточной стене собора.

Открытие экспозиции многие отметили как значительное событие в культурной жизни России. "Я рад, что вы сумели все это воссоздать, и, конечно, это как лекарство – то есть лекарство души после всего, что происходило", – говорит художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов. Теперь в залах музея представлено более сотни икон, и эта экспозиция стала важным этапом эпохи возрождения российских святынь.