11.12.2008 | 19:36

"1812. Мир и война" в Историческом музее

За четыре года до знаменательной даты – двухсотлетия Отечественной войны 1812 года – Исторический музей начинает программу юбилейных выставочных проектов. Поиск документальных и художественных свидетельств событий той эпохи заставил специалистов обратить внимание на частные коллекции. Результаты превзошли все ожидания. Были найдены многие из утерянных раннее, раритетов: картины, гравюры, медальоны. Неоценимым дополнением к ним стали семейные альбомы и реликвии. Сегодня их можно увидеть на выставке "1812. Мир и война". Об открытии экспозиции рассказывают "Новости культуры".

Организаторы выставки дали объявление в Интернете, на которое откликнулись многие частные коллекционеры, и их выбор удивил сотрудников музея. "Для нашей выставки, как это ни странно, оказалась популярной фигура Александра Первого. Практически единственное не шаржированное, не гротесковое изображение Наполеона, ранние гравюры де Бинтра", – замечает автор вытсавки Наталья Перевезенцева.

Парный портрет Наполеона и Александра выполнен до войны. Уже через несколько лет Наполеона будут изображать, в основном, на карикатурах. На выставке можно увидеть одну из самых редких, принадлежащих перу неизвестного автора. "Вся Европа делала карикатуры. Вот от него отпадают Португалия, Франция", – показывает Наталья Перевезенцева.

Портрет супруги Кутузова был представлен еще на выставке в честь столетия Отечественной войны, а серебряное яйцо было изготовлено в Вологде в честь 25-летия Победы. Особенно ценным его делает одна маленькая деталь. "В нем, кроме овальных портретов, цепь Андрея Первозванного. Это мог быть и предмет дарения императору, и предмет награждения", – продолжает Наталья Перевезенцева.

Зачастую небольшие нюансы позволяют собирателю определить ценность раритета. Так было и с медальоном, который числился на аукционе как портрет неизвестного офицера работы неизвестного мастера. Сергей Подстаницкий разглядел на медальоне русский орден Георгия четвертой степени, который давали за боевые заслуги. "Когда вещь привезли в Москву, сделали раскантовку. Оказалось, что есть и фамилия", – замечает коллекционер Сергей Подстаницкий.

В Россию вернулся давно считавшийся утраченным портрет Федора Толстого. Он был обнаружен на блошином рынке в Париже, как и эскиз портрета Прусского короля Фридриха Вильгельма Третьего. "Это не просто портрет Крюгера, а его эскиз для Военной галереи Зимнего дворца", – заверяет Подстаницкий.

Среди семейных реликвий – альбом Голицыных, картечь с Бородинского поля. Фарфор с портретами и батальными сценами был очень популярен после войны. Чернильница с фигурами казаков была сделана, когда Париж еще не был взят, а вот медаль за взятие Парижа стали вручать много лет спустя после самого события. "Она не вручалась. Первое вручение состоялось после смерти Александр Первого. Он считал неудобным вручать", – говорит коллекционер Александр Вихров.

Автограф Наполеона, пока еще Первого консула, портрет Александра Первого работы Джорджа Доу, который вернулся в Россию из собрания баденского дома. На выставке нет противопоставления двух великих личностей. Есть предметы, которые отражают жизнь владельцев – а значит, их время. Кроме того, вещи напоминают о том, что спустя двести лет в России так и не появился музей Отечественной войны 1812 года.