11.12.2008 | 19:43

Жан Маре. Идеальный герой французского экрана

Героя экрана и девичьих грез Жана Маре называли "человеком с тысячей талантов". Он был каскадером, художником, декоратором, гончаром, скульптором, писателем. Но для миллионов он остался, прежде всего, великим актером, воплотившим в кино десятки ярких образов. Одним из самых запоминающихся стал легендарный граф Монте-Кристо. Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения звезды французского кинематографа Жана Маре. Рассказывают "Новости культуры".

С детства Жан Маре жил в вымышленном мире, и, видимо, детские репетиции не пропали даром. Маре всегда был в плену одной страсти: он должен нравиться. Он был уверен, что его дорога ведет в кино, но вместо одобрения юноше приходилось выслушивать отказы даже в резкой форме: "Да вы истерик, а не актер. Вам лечиться надо". Лекарь нашелся в Париже. Им оказался Жан Кокто. Поэт-интеллектуал, эстет, режиссер, Жан Кокто создал для Маре свои лучшие картины. Триумфальный фильм "Вечное возвращение" по сюжету "Тристана и Изольды" был снят в 1943 году. Сценарий "Трудных родителей" специально написан Кокто для Маре всего за восемь дней.

После войны для Жана Маре наступила эпоха романтических персонажей. Он играл героев-любовников. Конкуренцию составляли Жан Габен и Жерар Филип. Ожесточенная борьба за сердца зрителей и зрительниц велась не только в кулуарах съемочных павильонов, но и в кадре. Фильмы плаща и шпаги были призваны показать, кто на самом деле главный герой. "И этот идеал нашли в Жане Маре. Идеальная внешность, идеальная красота, идеальное представление – почти античное – о красоте не столько души, сколько тела", – поясняет киновед Кирилл Разлогов.

В 1960-е Маре уже состоялся как актер. Равнодушных не было, и все же он не мог оставаться довольным своим искусством уверенным в себе. Поэтому актер с жадностью хватался за сцены с фехтованием, которые не требовали актерского мастерства, самостоятельно исполняя сложные трюки. Появляются фильмы "Горбун", "Железная маска", "Граф Монте-Кристо". "Конечно, фехтовал он потрясающе. У нас фильмы с Маре были настолько популярны, что очереди выстраивались. Ну и, конечно же, "Фантомас". Легенда наша, легенда для всего мира. Но для нас он значил больше, чем даже для Франции", – замечает член Европейской киноакадемии, кинокритик Евгения Тирдатова.

В 1964 году Жан Маре разбушевался. За борьбой Фантомаса против журналиста Фандора наблюдал весь мир. Маре против Маре. Но незадолго до выхода фильма умер его учитель Жан Кокто. Маре потерял интерес к кино, но продолжал играть в театре. Только на склоне лет он в последний раз вышел на съемочную площадку фильма Бернардо Бертолуччи "Ускользающая красота".

Читайте также:
Жан Маре. "Он играл, как жил"