12.12.2008 | 11:35

"Каменный цветок". Новая версия Юрия Григоровича

Сегодня в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко – премьера. Юрий Григорович представляет один из знаковых балетов ХХ века – "Каменный цветок" Сергея Прокофьева. В коллекции маэстро эта редакция легендарного спектакля станет уже восьмой. В 1957 году он впервые поставил "Каменный цветок" на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Этот спектакль открыл новую эпоху в отечественном музыкальном театре. Сохранил ли "Каменный цветок" свою магию? Рассказывают "Новости культуры".

"Каменный цветок" стал первым серьезным балетом, который создал молодой Григорович. Тогда, в 1957 году, он еще танцевал в Кировском театре и занимался постановкой во внеурочное время под магнитофонную запись с молодыми артистами театра. Он соревновался с самим Сергеевым – признанным мэтром. Худсовет выбрал версию начинающего хореографа. За пятьдесят лет Григорович восемь раз ставил "Каменный цветок" в России и за рубежом. "Время берет свое. Хочется изменить. Не подстраиваться под идеи а сделать лучше, как ты хочешь", – говорит мастер.

Кастинг на главные партии Григорович провел быстро. Он просто пришел на класс и увидел Алексея Любимова. Зеленые глаза, пшеничные волосы – вот он, Данила-мастер. Даже грим не нужен. Любимов хоть и опытный танцовщик, но даже ему партия Данилы давалась потом и кровью. "Тяжело физически провести хотя бы первый акт. Выходим на сцену и больше не уходим", – поясняет Любимов.

Вместо трех актов – теперь два. Однако Григорович не покушается на музыку. Прокофьев остается его кумиром на все времена. С композитором хореограф не был знаком, но его вдову Миру Мендельсон-Прокофьеву знал лично и визит на Камергерский в конце пятидесятых помнит до сих пор. "Она провела меня в комнату. На столе стояла партитура последнего дуэта партии Катерины и дуэта", – рассказывает хореограф.

За два года в театре Маша Семеняченко мелькала только в эпизодах и корифейских партиях. Хозяйка медной горы – это ее первый серьезный дебют. Роль завидная и масштабная, ведь когда-то сама Плисецкая исполняла эту партию. В обычной жизни сама Маша – девушка мягкая и соперниц в клочья не рвет, а в балете "Каменный цветок" образ обязывает. "Здесь экспрессивность, стервозность – мне это не свойственно", – признается Мария.

Для Оксаны Кардаш новая версия балета – тоже дебют. Она танцует партию Катерины, невесты Данилы-мастера. С Хозяйкой медной горы они соперницы и делят одного мужчину, а в жизни Оксана и Маша – подруги. Бороться за Данилу оказалось делом суетным и неблагодарным. "Когда начинали, не получалось. Даже хотели выбросить эту сцену", – замечает Оксана Кардаш.

Финал спектакля Григорович каждый раз ставит по-новому. У него уже есть три варианта в запасе, как у Бажова, причем один из них трагичный. Но в этой версии все же победит любовь земная.

Читайте также: Варвара Вязовкина о балете "Каменный цветок"