13.12.2008 | 22:17

Валерий Гергиев о прошлом и будущем Мариинки

Если набросать портрет российской культуры не фотографически точно, а эмоционально, крупными мазками, то одним из ярчайших цветовых пятен картины, несомненно, будет тон Мариининского театра. Задавать тон тому или иному культурному событию – привычное дело для Мариинки. Нынешний фестиваль "Русская зима" будет открыт двумя выходами театра – его гала-концертом и исполнением оперы Родиона Щедрина "Очарованный странник". В этом году легендарная Мариинка мощно отмечала 225-летие. Сегодня на пресс-конференции своими мыслями о прошлом и будущем театра делился Валерий Гергиев.

Валерий Гергиев – прямо с поезда. Еще накануне вместе со всеми поздравлял Темирканова с юбилеем.

Из того, что получилось, уже можно сказать "не почти", а на "100 процентов" - мировые премьеры и гастроли Мариинки в юбилейный год. Получилось приучить мировые площадки к тому, что российский театр – это не только Чайковский, Римский-Корсаков, но и современные композиторы.

Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра: "Я считаю важным способствовать мировым премьерам. И "Очарованный странник", и "Братья Карамазовы" уже через несколько недель после премьер звучали на мировых подмостках. Это то, чего нам не хватало".

В Москве "Братьев Карамазовых" услышат в феврале. Композитор – Александр Смелков.

Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра: "Мы учились рядом с Александром Смелковым. Я где-то 4 года назад ему заказал мировую премьеру и абсолютно не жалею".

Тур по Японии и Америке после тринадцатилетнего перерыва, гастроли в Вену, Эдинбург, Берлин, Пекин. Такова география жизни труппы за последний год. А еще был незапланированный визит в Цхинвал.

Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра: "Я мечтал бы о том, чтобы концерта не было. И повода для него. Но я все делал быстро. Это единственный день, когда я мог приехать, из оркестра никто не отказался".

"Мариинка к своему 225-летию стала мировым брендом и камертоном музыкальной жизни", - констатирует маэстро. А потому и история со строительством Мариинки-2 найдет логическое завершение. Театр все-таки получит новые площади, сам Гергиев – за удешевление проекта. Тем более, когда в новых экономических условиях театр может рассчитывать только на себя и помощь государства. Концертный зал труппа уже фактически перепрофилировала.

Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театр: "Концертный зал стремительно превращается в концертно-оперный. "Волшебную флейту" отыграли уже раз 30".

Анна Нетребко возобновит свои выступления в феврале на сцене Мариинки, а перед самым Новым годом состоится премьера оперы Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством". К грядущему 200-летию Гоголя Мариинка готовит целый ряд событий. А своеобразным подведением итогов станут два московских выступления.

Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театр: "Мы делаем усилия, чтобы ансамбль Мариинского театра, и вокальный, и хоровой комплексы, и оркестровый просто не уступали никому. Это, конечно, громкое заявление, но дайте срок…"