15.12.2008 | 19:36

Русский интерьер. Эпоха. Мода. Стиль

"Русский интерьер. Эпоха. Мода. Стиль" – так называется выставка, которая открылась в Музее Пушкина на Пречистинке. Самый масштабный проект года знакомит с интерьерами императорского дворца и дворянской усадьбы. Кабинет, будуар, столовая, лакейская и девичья комната дают представление о том, как менялась мода и формировался стиль российской аристократии середины восемнадцатого – начала девятнадцатого веков. Рассказывают "Новости культуры".

Театральный художник и дизайнер Виктория Кручинина в каждом предмете интерьера видит целую историю. Обстановка комнаты девушки навеяна любовными романами. В ящике лежит надушенная бумага для писем. Столик-бобик – вещь незаменимая. Куда хозяйка – туда и он. В богатых домах предметы интерьера делали в собственных мастерских.

Секретер в центре кабинета хозяина дома – это и рабочий стол, и надежный тайник. Реставратор Александр Богатырев знает многие его тайны. "Здесь множество ящичков, можно скрыть письма", – рассказывает он.

В путешествия с собой брали почти весь гардероб. Книги и одежду загружали в сундук. Дорожными шкатулками пользовались, как сегодня пользуются ноутбуками. Из фондов усадьбы "Останкино" привезли обстановку мемориального кабинета Александра Второго. Русский император целую неделю прожил в Останкинском дворце перед коронацией. Специально для его визита в Санкт-Петербургских мастерских Гамбса закупили мебель – ореховое рококо. Будуар императрицы украсила кутаная мебель – модная французская новинка. "Мемуаристы писали, что все было рассчитано на жизнь в величайшей неге", – рассказывает главный хранитель музея "Останкино" Ирина Ерофеева.

Гостиная в стиле ампир. Здесь много столов и укромных уголков. Двери гостиной открыты для всех, а вот в будуар посторонним вход запрещен. "Кто глава усадьбы? Хозяйка дома. Самые тайные истории проходили здесь", – поясняет Ирина. Интимный уголок хозяйки дома – это место маленьких и больших секретов. Гарнитур в стиле жакоб – это роскошь даже для очень богатых дворян. Мебель редкая и дорогая, она почти не сохранилась после революции. Но даже она меркнет в сравнении с золотой императорской гостиной, сделанной по проекту Карла Росси для путевого дворца в Москве. Чтобы зритель не путал стили и эпохи, музейщики даже придумали целую детективную историю. Вместо путеводителя по выставке обещают издать отдельную книгу.