16.12.2008 | 10:48

Неизвестного Энди Уорхола покажут москвичам

Совместным проектом Нью-Йорка и Москвы станет выставка "Энди Уорхол. Живые портреты". Она откроется сегодня в новом филиале Музея современного искусства Российской академии художеств, разместившемся в старинном особняке на Гоголевском бульваре. Демонстрировать здесь будут работы звезды американского поп-арта, впервые привезенные из Нью-Йоркского Музея современного искусства.

Формально поводом к вернисажу послужила памятная дата – 80-летие со дня рождения Энди Уорхола (1928-1987). Впрочем, сам художник к подобным вещам относился с большой долей иронии. Искусствоведы частенько цитируют его высказывание, смысл которого сводился к тому, что ему (Уорхолу) надо умереть, иначе персональной выставки не дождаться. И в чем-то легендарный авангардист оказался прав. Через два года после его смерти огромная выставка его работ была показана в Нью-Йоркском Музее современного искусства. В 2000-м году Уорхол покорил Эрмитаж. Затем его выставка открылась в Пушкинском музее в Москве, а буквально три года назад гостила в залах Третьяковской галереи на Крымском валу.

Организаторы нынешней экспозиции утверждают, что откроют российским зрителям такого Уорхола, какого они еще не видели. Московской публике будут представлены 18 немых фильмов и видеопортретов красивых, молодых и талантливых суперзвезд – современников художника. В их числе – Денис Хоппер, снявший в 1969 году культовый фильм "Беспечный ездок" с Питером Фонда и Джеком Николсоном. Здесь же можно рассмотреть лица американских актрис Джейн Хольцер и Эди Седжвик, Роберта Индиану – одного из лидеров поп-арта и Эда Сандерса – певца, поэта и публициста. И еще многих других друзей Уорхола, посещавших его легендарную "Фабрику".

Чтобы понять, какое место эти работы занимают в творческом наследии художника, не лишним будет освежить в памяти хотя бы отдельные этапы биографии знаменитого американца. Он родился в Питтсбурге, в семье словацких эмигрантов. Закончив институт в родном городе, перебрался в Нью- Йорк, где на собственном примере приступил к воплощению американской мечты. Иллюстрируя журналы и занимаясь рекламой, он воспевал гамбургеры, доллары и банки томатного супа, чем прославился невероятно. О его работах заговорили как о сенсации. Сам же Уорхол считал, что нет искусства "высокого" и "низкого". Он объяснял, почему так часто изображал бутылку кока-колы: "Потому что ее пьют все – и президент страны, и Лиз Тейлор, и нищий, который знает, что его кока-кола не хуже, чем у президента".

Подчеркивая упомянутый аспект массового производства, Уорхол стал называть свою студию "Фабрикой". В середине 1960-х годов она превратилась в место встреч талантливых и незаурядных личностей. Тех самых, чьи видеопортреты теперь и привезли в Москву. В тот же период Уорхолом овладела страсть снимать фильмы - гимны скуке и эротике, которые, порой, тянулись по двадцать пять часов. О своей кинопродукции он говорил так: "Я начал делать мои фильмы с одним актером. В течение нескольких часов он курил, сидел, ел, спал. Я это делал, потому что понял, что зрители ходят в кино главным образом для того, чтобы увидеть своего любимого актера. Вот я и дал им эту возможность". Потом, с помощью друзей-профессионалов Уорхол совершенствовал кинематографический метод, добившись большей привлекательности и утонченности. Лучшие работы этого жанра и обещают показать на нынешней выставке в Москве.