16.12.2008 | 12:45

"Энди Уорхол. Живые портреты" – выставка в Москве

"Энди Уорхол. Живые портреты" – в столичном Музее современного искусства открывается выставка "короля поп-арта". Это около двух десятков работ – от видеопортретов людей из окружения художника до экспериментальных лент продолжительностью до нескольких часов. Кинематографические опыты Энди Уорхола, пожалуй, самая спорная часть его творчества. Для кого-то эти фильмы – предтеча современного видеоарта, для других – почти издевательская шутка великого провокатора от искусства, а кто-то вообще убежден, что это "самое скучное кино в мире". "Новости культуры" составили свое мнение о работах Уорхола-режиссера.

Энди Уорхол, как известно, хотел уподобиться машине по серийному производству искусства. В середине 60-х он освоил еще одну после шелкографии технику тиражного производства образов – 16-миллиметровую камеру.

"Снимать кино гораздо легче, чем рисовать картины. Включаешь камеру и уходишь, а она все за себя делает", - говорил Энди Уорхол.

63-й – год основания уорхоловской "Фабрики". Многие из тех, кто заглядывал в студию с серебристыми стенами на 47-й улице Манхеттена, остались на пленке. В серии "Кинопробы" - 500 портретов. Восемнадцать из них Нью-йоркский музей современного искусства привез в Москву.

Эвика Паперник, сотрудник Нью-Йоркского музея современного искусства (МОМА): "Впервые мы собрали эту выставку в 2003 году, и называлась она не "Живые портреты", как сейчас в Москве, а "Кинопробы". Сначала мы показывали только портреты, но затем дополнили выставку еще 5 фильмами".

Среди привезенных в Москву - хрестоматийный фильм "Сон". Неподвижная камера снимает спящего шесть часов. И это не рекорд. Фильм Уорхола "Эмпайр" длится восемь. Неподвижность, тишина и медитативная скука, - неотъемлемые эффекты уорхоловского видеоарта.

Живые люди значительно подвижней архитектуры, поэтому в "Кинопробах" Уорхол придумывает воспроизводить со скоростью 16 кадров в секунду то, что снято со скоростью 24 кадра. Как в немом кино, только наоборот. До того как взять в руки камеру, Уорхол работал с жанром портрета в живописи.

Эвика Паперник, сотрудник Нью-Йоркского музея современного искусства (МОМА): "Видеопортреты Уохола отличаются от его живописных портретов прежде всего тем, что они черно-белые. В "Кинопробах" лица портретируемых менее гламурные, более абстрактные".

Идея о промежуточном положении кинопроб Уорхола между видеоартом и портретом отразилась в дизайне выставки.

Мартин Фогель, дизайнер выставки (Германия): "Мы решили проецировать видео на холсты в рамах. Видите все по-настоящему, даже зазор есть небольшой между холстом и рамой. Все, чтобы показать – это не экранное искусство, а произведение художника".

Действительно, видеопортреты Уорхола можно воспринимать как обычные кинопробы, ведь некоторые из его моделей и правда снимались в кино, как азы видеоарта, а еще как материалы по социологии нью-йоркской андеграунда 60-х.

Эвика Паперник, сотрудник Нью-Йоркского музея современного искусства (МОМА): "Культуролог Сьюзан Зонтаг рядом с персонажем вечеринок- моделью Джейн Хольцер, художник Джеймс Розенквист рядом со светской тусовщицей Эди Сэджвик. Оказывается, их всех связывала Фабрика Уорхола.

Кроме того, в кадре Марсель Дюшан и Сальвадор Дали, Деннис Хоппер и Джек Николсон. За последние пять лет выставка видеоработ Уорхола побывала в Берлине, Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро, Буэнос- Айресе и Майами. И вот теперь – в Московском музее современного искусства.

Читайте также: Неизвестного Энди Уорхола покажут москвичам

Екатерина Бобринская о выставке "Энди Уорхол. Живые портреты"