16.12.2008 | 12:50

Зазеркалье глазами современных художников

"Что остается от сказки потом, после того как ее рассказали?". От сказки Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес" остались переводы практически на все языки мира, анимационные и игровые фильмы, спектакли, пластинки. Ее образы и мотивы давно интерпретируют в самых разных жанрах и явлениях искусства. Арт-проект семнадцати современных российских художников воплощает сказку в формах актуального искусства. Рассказывают "Новости культуры".

Посетителю стоит только перешагнуть порог галереи, и он сразу почувствует, что оказался в другом измерении. В этом пространстве все парадоксально. Экран в форме яйца с фотографиями Алисы затягивает внутрь. Стол с чашками крутится, забыв о земном притяжении. "Почти все, кто входят и смотрят по сторонам, понимают, что что-то меняется в их сознании. А дальше мы встречаем этот фантастический объект, который придумал Тишков", – замечает галерист Полина Лобачевская.

Однако прежде, чем попасть на "Безумное чаепитие" Леонида Тишкова и попробовать усесться за столом, нужно пройти через бесконечный тоннель. Там посетителей встречают русские Алисы, которые приглашают их в свое Зазеркалье. "Она спрашивает у кота: "Куда мне идти?" – "Куда ты хочешь попасть?" – "Мне все равно", – "Тогда и все равно, куда идти", – "Мне лишь бы попасть куда-нибудь", – "Но куда-нибудь ты и попадешь"", – поясняет художник Татьяна Баданина.

Если вернуться к входу, можно увидеть фотографии Кэрролла и Алисы, а также все тексты писателя на русском и английском языке. Оказывается, если шрифт очень сжать и использовать при этом цифровые технологии, то сочинения Кэрролла можно уместить в самый маленький формат.

В стране чудес все стихии ведут себя непредсказуемо. Даже вода существует в двух измерениях. На нее можно смотреть снизу и сверху. Можно даже обнаружить там перевернутую голову Александра Пономарева. Его проект называется "Выпей меня". "Во-первых, эту воду выпить нельзя, как в сказках Люьиса Кэрролла. Невозможно время выпить. Можно его изменить. Вообще, любому художнику понятно, что вода ассоциируется со временем", – поясняет Пономарев.

Лишь в Зазеркалье возможны открытия, которые вряд ли произойдут в действительности. Так, Леонид Тишков, забыв о законах физики, обнаружил вдруг "Стоячую волну". Для этого он взял клубочки шерстяных ниток и подвесил их на моторчик. "Мне сказал один физик, что я первый раз в физике создал реальную модель стоячей волны, которую они только лишь описывают", – замечает художник.

В Зазеркалье художники превращаются в детей и верят в чудо, ведь, по словам Алисы, "там все страньше и страньше". Там невероятное становится очевидным.