17.12.2008 | 14:41

Видеопортреты Энди Уорхола показывают в Москве

Живой портрет в исполнении Энди Уорхола – это портрет, растянутый в пространстве – на миллионы кино кадров – и во времени, которое явно имело особое значение для экспериментатора. Оцифровка сделала кинонаследие Уорхола более мобильным. И несколько лет назад Нью-Йоркский музей современного искусства (МОМА), можно сказать, отправил кадры, созданные поп-артовым творцом, в мировой прокат. Были Берлин, Сан-Пауло, Рио -де-Жанейро , Буэнос- Айрес и Майами. В России – Эрмитаж, музей имени Пушкина, Третьяковка и, наконец, – Государственный музей современного искусства при Академии Художеств. Рассказывают "Новости культуры".

Медиаискусство в российском музее по-прежнему новость. 24 проектора, необходимых для выставки Уорхола, Московский музей современного искусства занимал у коллег.

Василий Церетели, директор Московского музея современного искусства: "Самая большая сложность в организации такого рода выставок – это своз большого количества техники".

А вот Уорхол технику боготворил, мечтал даже сам уподобиться машине по серийному производству искусства. Поэтому 16-тимиллиметровая камера для начала 60х – абсолютный гаджет - у Уорхола появилась раньше, чем у Нам Джун Пайка, которого считают основателем видеоарта.

"Снимать кино гораздо легче, чем рисовать картины. Включаешь камеру и уходишь, а она все за тебя делает", - рассказывал Уорхол.

63-ий - год основания уорхоловской студии "Фабрика". Ее завсегдатаев Уорхол усаживал перед камерой. Результат считался кинопробой.

Эрика Паперник, сотрудник Нью-Йоркского музея современного искусства (МОМА, США): "Когда мы впервые собрали эту выставку в 2003 году, она так и называлась "Кинопробы". Потом к кинопробам мы добавили пять фильмов Уорхола того же периода и назвали ее "Живые портреты".

Видеопортреты Уорхола и правда – живее его же живописных. В глазах у Энн Бьюкенен, вообще-то гламурной тусовщицы, блестит слеза, светская блондинка Джейн Хольцер чистит зубы, философ Сьюзан Зонтаг хохочет, создатель "Беспечного ездока" напевает что-то свое, а Сальвадор Дали и вовсе висит вниз головой. А еще они, как во сне, немного заторможены.

Эрика Паперник, сотрудник Нью-Йоркского музея современного искусства (МОМА, США): "Дело в том, что снимал Уорхол со скоростью 24 кадра в секунду, а воспроизводил со скоростью 16 кадров".

Поэтому портреты хоть и сняты на пленку, но почти неподвижны. Идея о промежуточном положении кинопроб Уорхола между видеопоэзией и живописным портретом отражена в дизайне выставки.

Мартин Фогель, дизайнер выставки (Германия): "Мы решили проецировать видео на холсты в рамах. Видите, все по-настоящему, даже зазор есть небольшой между холстом и рамой. Все, чтобы показать – это не экранное искусство, а произведение художника".

Фильмы Уорхола, как и кинопробы, немые и черно-белые. И модели в них те же – персонажи нью-йоркского андеграунда 60-х. Роберт Индиана долго ест, поэт Джон Джиорно – спит. Другие целуются и стригут волосы. В последнем из девяти залов выставки "Живые портреты" – легендарный фильм "Эмпайр". Кто досмотрит это восьмичасовое произведение до конца, увидит, как в створке окна, из которого ведется съемка, мелькнет отражение Энди Уорхола.

Читайте также: "Энди Уорхол. Живые портреты" – выставка в Москве

Неизвестного Энди Уорхола покажут москвичам

Екатерина Бобринская о выставке "Энди Уорхол. Живые портреты"