17.12.2008 | 19:34

"Искусство блистательной Порты" в Московском Кремле

Музеи Московского Кремля обладают одной из лучших в мире коллекцией турецкого искусства XVI – XVII веков. Ювелирные изделия, роскошные ткани, конское убранство, оружие мастеров Османской империи – теперь все эти раритеты покинули запасники и впервые представлены во всем блеске на выставке "Искусство блистательной Порты". Стоит отметить, что эта экспозиция турецких артефактов, созданных в мастерских Стамбула и привезенных в Россию в качестве дипломатических даров, первая за всю историю Музеев Московского Кремля. Рассказывают "Новости культуры".

Блистательная Порта – так называли Османскую империю в XVII веке европейцы. Турция в то время поражала всех непревзойденными художественными произведениями. В султанских мастерских работали ювелиры, оружейники, ткачи из разных стран. Даже сабли, кинжалы ценились не только за свои качества, но и красоту формы, узоры и гравировку.

На выставке представлена сабля известного русского воеводы Бориса Лыкова, не раз побывавшая в битвах. Об этом говорят многочисленные зарубки от ударов. "Сабля удивительной красоты, удивительная по своей уникальности. Потому что это один из редких образцов турецкого оружия XVI века. Причем, мы видим и восточные надписи на клинке и русскую надпись о том, что это сабля Бориса Лыкова", – поясняет научный руководитель Музея-заповедника "Московский Кремль" Алексей Левыкин.

Мужское кольцо с драгоценными камнями было не только украшением, но использовалось также во время боя для натягивания тетивы. И все-таки выставка посвящена периоду дружеских взаимоотношений между Турцией и Россией, когда знаменитые мастера из дворца Топкапы в Стамбуле делали украшения, одежду, предметы убранства для российских царей и священнослужителей. "Впервые выставлена часть тканей. Ткани мы не выставляли никогда. Впервые мы выставляем часть предметов из хрусталя, которые были специально отреставрированы для этой выставки", – рассказывает генеральный директор Музея-заповедника "Московский Кремль" Елена Гагарина.

В XVII веке Турция была одним из центров художественного ткачества. Ткани привозили в рулонах, и русские мастерицы шили из них светскую одежду и архиерейские облачения. В турецком искусстве запрещалось изображение людей, но были и исключения. "Ткани, из которых сшит саккос митрополита Дионисия, выполнялись специально для экспорта на православный мир. Это особая статья ткачества турецкого. Но это только в Турции выполнялось. И это выполнялось в тех же стамбульских мастерских", – замечает куратор выставки Инна Вишневская.

Европейцы называли их Порто – то есть портал или врата, через которые можно было войти во дворец султана. Теперь Порто – это еще и врата, открывающие искусство Османской империи периода его блистательного расцвета.