18.12.2008 | 19:37

"Наивная история" советской России

Мечты и фантазии советских людей, их быт и повседневную жизнь, целостную систему представлений о мире, в котором лозунги сливались с поговорками, абсурд – с реализмом, фольклор – с пропагандой, – все это запечатлели полотна наивных художников. Не имея академического образования, они вышли из ниоткуда, а теперь их работы исчезают в никуда. Картины самоучек, в лучшем случае, оседают в частных коллекциях, в худшем – погибают с уходом их авторов. Суметь спасти чудом уцелевшие работы призван проект "Советское наивное искусство". Сегодня была открыта его вторая часть. О выставке "Наивная история" рассказывают "Новости культуры".

На время выставочный зал Музея Щусева превратился в коммунальную квартиру. Там поселились наивные художники вместе со своими картинами. Они не придумывали истории, а брали сюжеты из реальной жизни, рассказывали о том сером быте, который окружал их постоянно. Работа, дом, соседи. В 1950-е – 1970-е годы об отдельной квартире можно было лишь мечтать. Жизнь проходила на глазах у соседей, а через тонкие перегородки было слышно буквально все. Эту атмосферу перенаселенных коммуналок второй половины ХХ века попытался передать дизайнер выставки Юрий Аввакумов. "Весь дизайн, он не совсем такой, какой я обычно люблю делать, но он очень тоже наивный. Обои, какие-то мягкие щиты, этикетки на булавочках, какие-то тексты, шепот", – поясняет он.

Идея выставки родилась еще в прошлом году, когда специалисты впервые решили собрать под одной обложкой советское наивное искусство. Альбом разбили на отдельные главы. По этому же принципу построена выставка: труд, идеология, мужчина и женщина, спорт, армия. В советское время художников-примитивистов поддерживало государство. Существовали дворцы культуры, студии, кружки, даже заочный институт, в котором работали профессиональные мастера и давали советы наивным художникам. "Здесь многие вещи по формальным признакам совершенно не ремесленны, но в них есть такая доля искренности, которой могут позавидовать художники-профессионалы", – заверяет куратор выставки Сергей Сафонов.

К тому же, несмотря на обстоятельства, наивные художники осуществили свою мечту – рисовать. Они сами открывали законы перспективы, неожиданные ракурсы. Они так выстраивали композицию, что даже несмотря на банальность историй, их работы до сих пор воспринимаются свежо.