19.12.2008 | 11:31

Студии "Пилот" – двадцать лет

В древней Японии говорили: "Чтобы стать в искусстве настоящим мастером, надо изучить весь опыт своих предшественников, а затем взглянуть на мир глазами ребенка". Наш современник назвал бы это "высший пилотаж". Это отличает все работы студии "Пилот". В этом году первая российская негосударственная анимационная студия отметила двадцатилетие. Увы, юбилей праздновали без ее основателя – Александра Татарского. В прошлом году его не стало. А "Пилот" живет, и хочется пожелать ему "летной" погоды. Рассказывают "Новости культуры".

Двадцать лет истории мультипликации в России – это сухой остаток. То, что происходило за эти годы, ни один стенд не расскажет. В студию приходили разные люди, часто из смежных творческих профессий. Кто-то уходил, но чаще всего возвращались. Как режиссер Валентин Телегин. "Когда я пришел в группу Татарского, я понял, что здесь мое место. Полное счастье, прекрасные отношения, я занимаюсь своим делом, которое мне нравится, которому я учусь. То есть ощущение такого, может быть, даже счастья", – говорит Валентин.

Создатель "Пилота" Александр Татарский всегда мечтал о независимой студии мультипликации. В конце восьмидесятых это стало возможным. Первую команду он собрал из тех, кто вместе с ним работал над фильмом "Следствие ведут колобки". "Он так гордился тем, что ему удалось, и даже более того, что никому более не удалось то, что ему", – замечает художественный руководитель студии Эдуард Назаров.

"Колобки" не только стали первым пародийным мультипликационным сериалом, но и определили формулу творчества студии: сатира, немного иронии, обязательно юмор. Дальше были приключения братьев Пилотов, мультфильмы "Кстати, о птичках", "Обратная сторона луны", которые получили множество наград. У студии появился свой узнаваемый стиль. Следователи из "Колобков" превратились в Пилотов. "Пилоты" по сценарию Александра Татарского – братья с характером.

Все праздники они отмечают вместе. К началу нового проекта дарят друг другу подарки. Туда может прийти каждый, кто умеет рисовать. Периодически в студии проходят мастер-классы, хотя на "Пилоте" не любят это слово. Эдуард Назаров говорит: "Мы просто не даем делать плохие фильмы, фильмы на автопилоте".

"Сейчас я вам покажу сценку, которая меня веселит. Все, что вы видите, это ручная работа, и анимация тоже ручная. Используется компьютер только как инструмент. Российская традиционная технология – перекладка под камеру. Только с помощью компьютера. Мы хотим исключить видимость того, что это сделано на компьютере", – поясняет Елена Чернова. Она с "Пилотом" уже восемнадцать лет. Сейчас работает над фильмом из цикла "Гора самоцветов". Это экранизация сказки Саши Черного. "У нас есть задача: рассказать историю для детей. Но я же выбрала не детскую сказку. Меня жгло, я хотела сделать эту сказку, и я ее рассказала приемами, присущими мне", – продолжает Елена.

Мультипликация – это такое искусство, за которое не спрячешься. Любую фальшь моментально проявит экран. Феникс – символ сериала "Гора самоцветов" – всегда возрождается в новых красках цветного пластилина.