19.12.2008 | 14:09

Стас Буркин: "Проще было писать, чем не писать"

Первая же книга девятнадцатилетнего писателя из Томска Станислава Буркина "Волшебная мясорубка" вызвала дискуссии в среде литературных критиков. Автора называли "учеником" то Стругацких, то Астрид Линдгрен. Следующий роман Буркина был отмечен премией "Дебют". Председатель жюри премии Анатолий Приставкин сравнил лауреата с Булатом Окуджавой. Сам Станислав Буркин отвергает упреки в подражательстве. Он живет в собственном мире – одновременно реальном и фантастическом – и служит читателю экскурсоводом по его лабиринтам. Рассказывают "Новости культуры".

"Фавн на берегах Томи" – причудливый гибрид локального топонима с мировой мифологией – так называется роман, который принес Станиславу Буркину премию "Дебют". Критики прозвали его "первым мистическим романом о Сибири". Сам автор находит свое произведение историческим. "Там нет ни одного вымышленного дома, улицы, архитектурной или географической особенности Томска. Описания города фотоматериалов того времени", – говорит он.

Впрочем, нельзя сказать, что при реконструкции сибирской провинции XIX века Стас Буркин руководствовался фотореализмом. С исторического факультета Томского университета он выпустился, защитив диплом по религиозной эсхатологии. Больше историко-краеведческих деталей его интересуют фантомы иного сознания. "Здесь речь идет не столько о фантастике, вымысле, сколько о попытке показать Томск не глазами оператора, а глазами человека, живущего в то время", – поясняет писатель.

Гоголь, Сологуб, Булгаков – литература, замешанная на религиозно-языческом мороке, миражных интригах и диковинах провинциальной жизни, – именно эту традицию перенимает молодой писатель в "Фавне на берегах Томи". У него есть и другая традиция – фантастическая. Стас Буркин родился в семье писателя-фантаста Юлия Буркина. Кстати, в фильме по сценарию Буркина-старшего фигурирует положительный мальчик Стас. Буркин-младший – это его прототип. "Вхождение в литературу было автоматическим, отец-писатель, литературная среда. Проще было писать, чем не писать", – признается юный писатель.

С шести до четырнадцати лет он писал стихи, с четырнадцати до девятнадцати – алтарничал в кафедральном соборе и готовился к поступлению в семинарию, в девятнадцать лет написал свой первый роман. "Где-то на втором курсе вскочил посреди ночи. Юношеские религиозные искания", – поясняет Стас. Сейчас ему двадцать четыре года, а он уже написал семь книг, и две из них – в соавторстве с отцом. "С отцом писать – это что-то. Это война просто", – признается он.

Отец и сын Буркины, хоть и работали вместе, но явно принадлежат разным литературным поколениям. "Во время написания первых глав "Фавна" отец открыл, сказал, что сейчас такого не пишут, бросил и был очень удивлен, что "Дебют" дали, что издают. Отец вырос на современной литературе, любил Стругацких, Лема, а я – на классике и ничем, кроме классики, не интересуюсь", – добавляет Стас Буркин. Через два месяца выходит его новая книга "До свидания, Сима". На этот раз локальная фактура обретает форму романа воспитания. "Там тоже про Томск, но уже о моих ровесниках, о моем времени. Там повествуется, как молодой человек прощается с укромным уголком ради Лондона, Парижа",– поясняет автор.

Молодой писатель знает, о чем говорит. Родившись и окончив университет в Томске, он женился на уроженке Кракова, жил в Польше, а потом переехал в Париж. Сейчас он работает библиотекарем. "Более спокойно стал к творчеству относиться. Пишу каждый день, стараюсь как-то рационализировать процесс написания", – говорит Стас. Успех романа "Фавн на берегах Томи" – удивительный пример того, как локальная литература становится большой, а молодой писатель быстро взрослеет.