19.12.2008 | 23:39

История Материнской любви в Омском музее

"Итальянская Мадонна – русская Богородица. История Материнской любви" – это название выставочного проекта, который представлен в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля. Сквозной мотив экспозиции – образ девы Марии в интерпретации православных иконописцев и живописцев-католиков. Выставка готовилась три года и вызвала интерес как у специалистов, так и у публики. Большая часть экспонатов представлена впервые. Рассказывают "Новости культуры".

Работа над уникальным выставочным проектом началась с сенсационного открытия. Лучи рентгена и спектральный анализ показали, что под красочным слоем полотна "Святое семейство" из фондов омской сокровищницы скрыто еще одно изображение. Техника, которую применил неизвестный художник, дала исследователям повод говорить, что первая картина была создана в эпоху Рафаэля. Точку в этом расследовании ставить еще рано.

Полна загадок и копия работы Тициана "Вознесение Марии". При подготовке картины к выставке, специалисты музея просматривали старые фотографии дворцов Петербурга. На одном из снимков в интерьерах Мраморного дворца Великого князя Константина Константиновича Романова, на стене приемной была обнаружена эта работа.

"Он не просто собирал, коллекционировал живопись, но внимательно и глубоко подходил к своим картинам, посвящая им литературные строки свои, так как он был талантливым поэтом; обрамлял их специальными рамами", – рассказывает сотрудник омского музея Елена Реутова.

Как предполагают омские реставраторы, майолику могли выполнить продолжатели рода знаменитого итальянского мастера 15 века Луки делла Роббиа. Впервые за 85 лет существования музея зрители увидят этот раритет, а также масштабное полотно члена Попечительского совета Академии художеств Михаила Боткина "Скорбящая Богоматерь". Его передала в дар музею в начале прошлого столетия дочь художника.

Три года потребовалось сотрудникам Музея имени Врубеля на то, чтобы собрать в единую композицию произведения, которые не выставлялись десятилетиями. Это уникальные гравюры, репродукции с алтарных композиций Рафаэля, Тициана, несколько десятков икон. "Всегда человечество будут волновать образы Мадонны, созданные Рафаэлем и Леонардо да Винчи, и русскими мастерами Андреем Рублевым и Дионисием. Это выше, это над всем, это всегда будет греть, будет волновать", – убеждена куратор выставки Татьяна Еременко.

Этот проект, стартовавший в России в Год семьи, вызвал большой интерес не только у омской публики. Коллеги из других регионов, участники традиционной музейной конференции "Декабрьские диалоги" предложили свои залы для экспозиции шедевров омской сокровищницы.