22.12.2008 | 19:49

К 150-летию со дня рождения Джакомо Пуччини

Сегодня исполнилось 150 лет со дня рождения великого итальянского композитора Джакомо Пуччини. К этой дате в Италии, на родине композитора, готовились целый год. Апофеозом юбилейных торжеств стал предрождественский концерт. Он прошел накануне в римском дворце Мадама. В исполнении оперных звезд звучали арии из опер Пуччини. "Богема", "Тоска", "Мадам Баттерфляй" – эти шедевры не сходят с мировых афиш. Часть из них есть и в репертуаре Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Рассказывают "Новости культуры".

Джакомо Пуччини был пятым в музыкальной династии из Лукки. Его предки прославились на поприще церковной музыки, эта же участь ожидала и его самого. С четырнадцати лет Джакомо служил в базилике святого Мартина и церкви Сан-Мигеле в Лукке. Однако его судьба сложилась иным образом.

Великий учитель театральной правды Станиславский назвал Пуччини лучшим драматургом среди композиторов и одним из первых в России обратился к его операм. В 1927 году он поставил "Богему". В операх Пуччини его привлекала психологическая достоверность, жизненная правда.

Александр Титель считает Пуччини еще и новатором. "Он современник и предвестник кинематографа в музыкальной драматургии. Он калейдоскопически клеит фрагменты разного масштаба. Он требует театрального сочинения", – замечает художественный руководитель оперы Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Оперы Пуччини за редким исключением названы женскими именами: "Манон Леско", "Тоска", "Чио-Чио-сан", "Сестра Анджелика", "Турандот". Все это женщины с очень непростыми судьбами. "Все девушки сами существуют в мире. Они не чьи-то дочери или жены. Это новые женщины, которые приходят в мир ХХ века", – замечает Александр Титель.

Пуччини называют великим оперным мелодистом и даже последним оперным мелодистом. Однако его значение для музыки ХХ века гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. "Голливуд, я думаю, должен быть многим обязан Пуччини. Поскольку музыка фильмов Голливуда – это перепевы мелодий Пуччини", – считает Титель.

Пуччини умер, не дописав свою последнюю оперу "Турандот". На премьере дирижер Артуро Тосканини обратил на это внимание публики. Об этом эпизоде в фильме режиссера Тони Палмера рассказала внучка Пуччини.