23.12.2008 | 19:35

К 150-летию со дня рождения Немировича-Данченко

В МХТ в эти минуты начинается торжественный вечер, посвященный 150-летию со дня рождения одного из основателей Художественного театра Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Он любил говорить: "Я на втором плане, но от сюда мне лучше видно, что такое театр". Рассказывают "Новости культуры".

Владимир Иванович Немирович-Данченко родился на Кавказе. Рядом с его домом находился летний театр, который увлек десятилетнего мальчика настолько, что уже в четвертом классе он написал две пьесы. Вероятно, чтобы "поверить алгеброй гармонию", влюбленный в театр Немирович-Данченко поступил на физико-математический факультет Московского университета. Затем он перешел на юридический. Однако из омута театра невозможно выбраться. Журналист, литературный критик, уже известный драматург был одержим созданием нового театра. Он разослал десятки писем известным меценатам и получил только один ответ – от Алексеева.Станиславского.

"Он не актер, и это очень важно. Не обладал той убедительностью для тысяч людей, которой обладал Станиславский. Он не создатель системы, которую создал Константин Сергеевич. Он во многом не принимал ее и спорил страшно, и, соответственно говоря, у нас этот спор по-настоящему не изучен", – замечает историк театра Анатолий Смелянский.

Немирович-Данченко писал: "Если театр посвящает себя исключительно классическому репертуару и совсем не отражает в себе современной жизни, то он рискует очень скоро стать академически мертвым". Именно Немировичу принадлежит идея постановки "Чайки" на сцене Московского Художественного, которую Чехов после провала в Александринке весьма неохотно отдал в молодой театр. Именно его требовательной волей в репертуаре МХТ появились пьесы Горького, Гауптмана, Андреева, Ибсена.

В начале 1930-х он начал работать над книгой "Из прошлого". Это был заказ американского издательства. Книга, в которой "искусство и жизнь переплетаются в простом рассказе", была закончена в 1936 году. Станиславский – автор трудов "Моя жизнь в искусстве", "Работа актера над собой". Профессиональный драматург Немирович-Данченко не оставил фундаментального труда по теории театра. "Он маленький, а Станиславский большой. Когда они фотографировались, он любил встать на ступеньку, чтобы быть как бы вровень. Но это театр", – добавляет Анатолий Смелянский. Немирович-Данченко говорил: Хорошо жить. Вот так просто хорошо жить".

Читайте также:
150 лет со дня рождения Владимира Немировича-Данченко