24.12.2008 | 13:54

Музыкальные итоги 2008 года

Подведение итогов музыкального года – задача непростая. Невозможно "алгеброй гармонию поверить". Нельзя ни предсказать появление шедевра, ни поспешно судить о будущем того или иного произведения и исполнителя. 2008 год прошел в темпе Allegro Vivace – то есть "быстро и живо". И хотя, говорить о рождении музыки XXI века пока рано, но уже есть композиторы и исполнители, которым предстоит ее написать и сыграть. Рассказывают "Новости культуры".

Искусство сначала рождается, затем достигает расцвета и становится историей. Музыкальные произведения по-настоящему рождаются, только вырвавшись из тишины композиторского кабинета, впервые прозвучав перед аудиторией. Так уж повелось, что Рахманиновский зал Московской консерватории стал одной из таких лабораторий. Уходящий год не был исключением.

Премьеру Поэмы для оркестра "Исступление" Николая Обухова в Рахманиновском зале иначе как "экстатической" не назовешь. Хотя бы потому, что так говорил сам композитор. Произведение ни разу не исполнялось в России. Разобраться в нотации русского эмигранта неподготовленному музыканту практически невозможно, поэтому помогать "Студии новой музыки" приехал Эльмер Шенбергер. ""Исступление" – это часть "Книги жизни" Обухова. Это произведение было задумано как нечто, подобное скрябиновской "Мистерии". Она должна была длиться двадцать четыре часа. Само "Исступление" длится двадцать минут. Это квинтэссенция всего сочинения, – говорит француз. – Термин "Поэма для оркестра" звучит обманчиво. На самом деле, Обухов сочинял это произведение для фортепиано. Правда, как его сыграть, никто не знает. Это слишком сложно".

Если для ансамбля "Студия новой музыки" премьеры – это основной род деятельности, то перед Валерием Гергиевым в этом году стояла гораздо более сложная задача: не только впервые сыграть симфонию Алексея Рыбникова, но и создать с нуля новый коллектив. На подготовку двойной премьеры у Объединенного российского симфонического оркестра, собранного из лучших музыкантов страны, ушло всего три недели.

Новая музыка – это не обязательно только что написанная партитура, а иногда просто новый подход к уже известным произведениям. Ансамбль Alarm Will Sound перевернул старые представления о том, что может играть коллектив академических музыкантов. Судя по тому, какой фурор произвел в Москве их концерт из пьес электронщика Афекса Твина, такой подход имеет будущее.

Зачастую первый успех еще ни о чем не говорит. Настоящими триумфаторами и признанными мастерами становятся лишь те, кто за долгие годы смогли доказать свой высочайший класс. Один из таких мэтров – Стэнли Кларк. В этом году он дважды произвел фурор в Москве, в Светлановском зале. Он сыграл два концерта в уникальных составах. Весной на главной сцене Московского международного Дома музыки состоялось выступление звездного трио: Стэнли Кларк, Эл Джеро и Джордж Дюк. Даже удивительно, что раньше легендарные джазмены никогда не играли вместе. Осенью патриарх бас-гитары стал лидером другой супер-группы. К нему присоединились Маркус Миллер и Виктор Вутен.

Успех у публики – это только половина дела. Признание у профессионалов для любого музыканта не менее важно даже для таких мастеров, как Юрий Башмет. В этом году его камерный ансамбль получил премию "Грэмми" за запись произведений Прокофьева и Стравинского.

Наверняка кто-то из главных ньюсмейкеров этого года встанет в один ряд с величайшими музыкантами, а события войдут в учебники истории. Как в свое время первое исполнение Шестой симфонии Чайковского, которое состоялось сто пятнадцать лет назад. Эту дату отметили в Клину, в Доме-музее Чайковского. Шестую симфонию исполнил Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева. Оркестр, который славится своими трактовками Чайковского. Недаром коллектив назван в честь композитора.

В этом году во всем мире отмечали столетие со дня рождения двух великих музыкантов: самого влиятельного дирижера ХХ века, легендарного Герберта фон Караяна, а также выдающегося композитора и удивительного человека Оливье Мессиана. Последний был наставником целой плеяды авангардистов второй половины ХХ века, среди которых – Булез, Штокхаузен и Ксенакис. В Москве в сентябре этого года отмечали 80-летие со дня рождения Евгения Светланова. На специальном фестивале дирижера вспоминали не только как неутомимого пропагандиста русской музыки, но и как композитора.

Первый Московский виолончельный фестиваль, посвященный Мстиславу Ростроповичу, прошел в феврале. Он запомнился не только концертами лучших музыкантов, но и российской премьерой "Concerto grosso" для трех виолончелей Кшиштофа Пендерецкого. За пультом стоял сам автор, отметивший в этом году 75-летие.


Минувший год был насыщен музыкальным событиями, но не принес ни разочарований, ни сенсаций. На дворе уже почти 2009 год, но смело можно сказать, что музыкальный мир пока еще живет достижениями последних десятилетий ХХ века.

Подводя итоги 2008 года>>>