24.12.2008 | 15:45

Театр в творчестве русских художников первой половины XX века

Имена художников – соавторов сценического действия – часто остаются "за кулисами". Львиная доля славы и успеха достается актерам и режиссеру, в то время как художественное оформление нередко являет собой настоящие шедевры. Об осуществленных и нереализованных театральных проектах художников первой половины ХХ века рассказывает новая выставка из фондов Государственной Третьяковской галереи. Рассказывают "Новости культуры".

В 1920-е годы радикальное искусство существовало параллельно с традиционным. Авангардисты отрицали реалистический театр и создавали на сцене новую действительность. Они придумывали дерзкие, сложные проекты, которые опережали свое время, и их реализация казалась утопической. Театр мыслился как синтез всех видов искусств, и сценографы искали единомышленников-режиссеров.

Любовь Попова экспериментировала вместе с Всеволодом Мейерхольдом. Их совместной работой стал спектакль "Великодушный рогоносец", в котором конструктивистские идеи художника сочетались с новаторскими приемами режиссера.

Эль Лисицкий стал одним из тех, кто открыл кинетическое искусство, которое стало активно развиваться лишь в 1960-е годы. По замыслу художника спектакль "Победа над солнцем" превращался в электромеханическое шоу. "Огромные марионетки передвигались по сцене при помощи электромеханической установки, которая должна была находиться в центре сцены, и ей управлял инженер, нажимая на нужные кнопки", – поясняет куратор выставки Татьяна Горячева.

Нина Коган, ученица Каземира Малевича, придумала супрематический балет. Хотя балетом это можно было назвать лишь условно. На сцену выходили статисты с щитами, изображавшими супрематические фигуры. "Статисты в определенном порядке двигались по сцене, пересекались друг с другом, переходили с места на место. Менялась конфигурация супрематических фигур. Завершался балет тем, что выносили Черный квадрат", – продолжает Татьяна Горячева.

Ларионов и Гончарова увлеклись техническими новациями. Они придумывали установку для театра теней, которая давала бы возможность видеть все в цвете на экране.

В 1920-е годы в театре работали Сарьян, Билибин, Федоровский, Кустодиев. Они не пытались совершить революцию в театре, как авангардисты, а выступали за эволюционный путь развития. За это Малевич прозвал их "староваторами". Тем не менее, и те и другие открывали пластические приемы, которые до сих пор используют сценографы в современном театре.