25.12.2008 | 14:36

Итоги киногода 2008

Казалось бы, подвести итоги киногода – дело несложное. Достаточно подсчитать количество громких премьер, зрителей в кинотеатрах, престижных фестивальных наград. Но в условиях огромного разрыва между зрительским и авторским кинематографом идти по пути статистики так же неразумно, как измерять "среднюю температуру по больнице". "Новости культуры" констатируют: новому российскому кино свойственны неизбежные "болезни роста". Но крепкий иммунитет обещает неплохие перспективы.

Уходящий 2008-ой был юбилейным годом для российского кино. Сто лет назад после выхода фильма "Понизовая вольница" начался отсчет истории отечественного кинопроизводства. Казалось, юбилейные призывы и лозунги должны были вдохновить наших киномастеров на то, чтобы снимать больше, да лучше. За количество, между тем, охотно голосовали и зрители, покупая билеты в кинотеатры.

Можно сказать, что кино – так называемое зрительское и коммерческое – окончательно утвердилось в статусе массового развлечения. Некоторые российские кинематографисты, оглядываясь на вековую историю, видимо находили в ней лишь комедии славных времен Гайдая. Но до классических комедиографов явно не дотягивали. Зато брали штурмом кассы. Так появилось новое российское кино выходного дня. Его отличительная особенность – уставшему за трудовую неделю зрителю не надо напрягать мозги.

Бесспорное кинодостижение в год столетия – это глубокое внедрение в стан врага. Голливудскую продукцию со звездами первой величины представил мастер российских блокбастеров Тимур Бекмамбетов. Это и про офисный планктон, и про братство ткачей, а главное, с Анджелиной Джоли. А еще здесь так радующие узнаваемостью спецэффекты.

Пока один "Самый лучший фильм" соревновался с другим и ставил рекорды по кассовым сборам, кто-то все–таки предпочел оставить в покое ведерко с попкорном и обратить внимание на другое кино, к сожалению, не массовое. Зато российское кино без попкорна налегке бодро шествовало по международным фестивалям.

На главных международных киносмотрах – фестивалях так называемой "большой тройки" – российское кино сначала долго запрягало, но потом вполне достойно поехало. Первым был Берлин. В конкурсе не было ни одного нашего фильма. Но в "Панораму" попала претендующая сегодня на оскаровскую номинацию "Русалка" Анны Меликян, а в другой программе – "Форум" – показали "Нирвану" Игоря Волошина. Странное совпадение – главную женскую роль в этих картинах сыграла одна и та же актриса – Мария Шалаева.

К весне дела отечественного кинематографа на международной арене заметно улучшились. В Каннах впервые за всю историю появился русский павильон. На Лазурном побережье, правда, в конкурс мы опять не попали – зато завоевали кое-какие награды. А именно - новый infant terrible российского кино – дерзкая и молодая Валерия Гай Германика гордо заявила – "Все умрут, а я останусь", за что на Каннской неделе критики получила специальное упоминание в рамках награды "Золотая камера".

Но одной из признанных сенсаций Каннского фестиваля стала другая отечественная лента. Дебют в игровом кино документалиста Сергея Дворцевого. Его "Тюльпан" стал обладателем главной премии в программе "Особый взгляд" – второго по значению конкурса в Каннах. Над этой лентой Дворцевой работал 4 года. В Каннах, кстати, показали и главного триумфатора "Кинотавра" фильм "Шультес" Бакура Бакурадзе. Про него нельзя не сказать, так как – это, пожалуй, лучший из наших ответов европейскому арт-хаусу.

К осени, когда пора цыплят считать, в Венецию, которая уже традиционно благоволит российскому кино, поехали две картины "Дикое поле" Михаила Калатозишвили и "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего. Последний – представлять Россию в основном конкурсе.

Алексей Герман-младший, режиссер: "Оно – кино достаточно сложное. Большие призы дают киносудьбу – долгую и разнообразную".

Домой "Бумажный солдат" вернулся с "Серебряным львом", после чего продолжил путешествовать по другим международным смотрам.

Что интересно, в трех главных российских фильмах уходящего года, смотреть которые, с попкорном воспрещается, на первый план, так или иначе, выходит самая гуманная профессия - врач. В "Бумажном солдате" – это герой Мераба Нинидзе, доктор, который работает на Байконуре и свято верит, в то, что полет человека в космос навсегда изменит мир.

В "Диком поле" Михаила Калатозишвили – роль врача у актера Олега Долина. Его герой живет где-то на краю земли, там, где навсегда застыло время, в данном случае – в бескрайних казахских степях. Калатозишвили, до этого 7 лет не снимавший кино, экранизировал знаменитый в начале 90-х сценарий Петра Луцика и Алексея Саморядова. В итоге, еще не вышедшее в российский прокат "Дикое поле" все еще собирает призовой урожай.

Третья история врача – это долгожданный "Морфий" Алексея Балабанова. ам режиссер, утверждает, что хотел снять красивую картину. Но красота по Балабанову – удовольствие специфическое. В основе "Морфия" – сценарий Сергея Бодрова младшего. Доктора–наркомана сыграл известный еще по "Грузу 200" актер – Леонид Бичевин.

Еще одна особенность этого года – пышные кинопремьеры, то есть премьера – как самостоятельное шоу. Впрочем, по зрелищности конкуренцию любой премьере мог бы составить Седьмой съезд Союза кинематографистов. К самому концу 2008-го российских кинодел мастера решили сосредоточиться на своем кинематографическом королевстве, в котором, оказалось, не все в порядке.

Так по-разному российские кинематографисты отмечали столетний юбилей отечественного кино. Новый век в истории главнейшего из искусств откроют уже совсем скоро. В начале 2009-го года выйдет сразу несколько громких кинопроектов.

Подводя итоги 2008 года>>>