25.12.2008 | 15:14

"Искусство Ярославской и Костромской губерний XVIII – XIX веков"

Об искусстве той или иной эпохи невозможно составить полное представление только по высочайшим его достижениям – высочайшие достижения в той или иной мере опережают свое время. О ценности искусства провинциальных и неизвестных мастеров напоминает выставка "Искусство Ярославской и Костромской губерний XVIII – XIX веков". В экспозиции – 150 произведений. Все они были открыты в 60-е – 70-е годы московскими реставраторами, и это открытие стало сенсационным и для публики, и для специалистов. После долгого перерыва Третьяковская галерея снова знакомит с феноменом бытового сословного портрета. Рассказывают "Новости культуры".

Более 150 провинциальных портретов и картин Ефима Честнякова представлено на выставке в Третьяковской галерее. Все эти произведения были открыты в 60-70-ые годы, когда группа московских реставраторов и искусствоведов отправилась в творческие командировки по провинции. Тогда ими были сделаны сенсационные открытия. А в Москве прошла выставка, на которой были представлены картины Григория Островского и Николая Мыльникова , Дмитрия Коренева и Ивана Тарханова. Спустя 30 с лишним лет Третьяковская галерея вновь представляет искусство Ярославской и Костромской земель XVIII-XX веков.

В 60-ые годы к провинциальным портретам относились, как к чему-то второстепенному. Их художественную ценность никто не признавал, и они хранились в запасниках музеев. К тому же попадали они сюда из бывших дворянских усадеб и считались частью домашнего быта. Портреты писали по заказу мещан, купцов, дворян, которые хотели таким образом оставить о себе память. Часто они были подписные. Имена же авторов оставались в тени. Лишь после атрибуции этих портретов стало ясно, что это целый пласт русской культуры. Московским реставраторам удалось открыть многие имена. Первые находки были сделаны в Солигаличе.

Нина Дивова, куратор выставки: " Там нашли 16 полотен ранее неизвестного художника. Но к счастью, они были подписаны: "Григорий Островский". Поняли, что открыли новое имя, ппривезли все в Москву и начали реставрировать".

Еще одно открытие тех далеких, шестидесятых – Ефим Честняков. Было отреставрировано более ста картин художника и несколько сот рисунков, которые сейчас находятся в Костромском музее. Ефим Честняков - ученик Ильи Репина, который первым открыл в нем самобытный талант и посоветовал уйти из Академии художеств. Честняков вернулся в родную деревню Шаблово, где продолжал писать в манере наивных художников. Он мечтал об обществе Всеобщего благоденствия и писал картины на эту тему, создал свой театр, сочинял пьесы и сказки. Местные жители считали его человеком не от мира сего. Его личность до сих пор вызывает живой интерес.

Савва Ямщиков, председатель Ассоциации реставраторов России: "Он был настоящим верующим. Он помогал людям. Такой проповедник, да еще образованный, да еще художник и философ. И там сейчас к нему огромный интерес".

Визитной карточкой Ярославского музея-заповедника теперь стал семейный портрет первой половины XIX века, представленный на выставке. Он написан в традициях местной иконописной школы.

Елена Анкудинова, директор Ярославского музея- заповедника: "И в то время , когда за пределами Ярославля уже буйствовала западно-европейская традиция, у нас жили эти иконописные династии. И этот портрет, видимо, написан кем-то из ярославских художников из этой иконописной династии".

Неизвестный художник – такие подписи можно встретить на многих картинах, представленных на выставке. Но исследования продолжаются, и все меньше белых пятен остается в культуре русской провинции.