07.06.2012 | 10:15

В Театре Натальи Сац – премьера "Игры о душе и теле" Эмилио де Кавальери

Под занавес сезона Детский музыкальный театр имени Натальи Сац открывает реконструированную Малую сцену – российской премьерой спектакля «Игра о Душе и теле». Созданное итальянским композитором Эмилио де Кавальери более 400 лет назад - это средневековое моралитэ считается первой в мире ораторией… и одной из первых опер. В театре ее решили пересказать на новый, современный, лад. Рассказывают «Новости культуры»

За реконструкцию Малой сцены в театре взялись еще в начале сезона. И вот он – технически совершенный зал-трансформер, оснащенный, что называется, «по последнему слову». Нетрадиционное пространство, где нет четкого разделения на зрительный зал и сцену, открывает огромные возможности для воплощения самых смелых постановочных замыслов.

Вдохновленный этими новыми возможностями худрук театра – Георгий Исаакян на модернизированной сцене решил поставить настоящую оперную классику – средневековую «Игру о Душе и Теле» итальянского композитора Эмилио де Кавальери. Спектакль обращен к вполне определенной аудитории.

«К подросткам, то есть к людям, которые начинают задавать очень серьезные, очень фундаментальные вопросы – себе, старшим, миру, и очень жестко задают их», – говорит Георгий Исаакян.

«Игра» в названии – означает «действо», «представление». На сцене – не типичные для Ренессанса, но родные для Барокко персонажи – бессмертная Душа, бренное Тело, ускользающее Время, искушающее Наслаждение, Ум и Благоразумие, Мирская жизнь.

«Казалось бы, достаточно ровная по своему мелодическому содержанию музыка, – отмечает солист театра Михаил Богданов. – А, тем не менее, поставлено это так, ну, это настоящий драматический спектакль для меня».

Перевод либретто Агостино Манни сделал Алексей Парин. Всю музыкальную часть спектакля взял на себя Эндрю Лоуренс Кинг – ведущий эксперт в области старинной музыки.

«В XVII веке, когда итальянцы изобретали оперу, они изобрели и специфические инструменты для ритмического аккомпанемента – начали делать большего размера лютни и клавесины, большие арфы с большим количеством басов», – рассказывает Эндрю Лоуренс Кинг.

Одну из таких арф британец привез с собой. Клен и жильные струны – работа немецкого мастера. Как и у этого инструмента в оркестре, так и у самого оркестра в опере Кавальери, без преувеличения, ведущая партия.

«Мы, в свою очередь, группа континуа, держим все в четком метре, который равен пульсу сердца – 60, это исторический факт, тоже встречается во многих источниках», – рассказывает исполнительница старинной музыки арфистка Катерина Кинг.

Музыка – в ритме сердца, в сюжете – вечный поиск истины, в сценографии – эклектика, символы и аллегории.

«Какое-то размышление, которое смешивает о себе все, что мы знаем, какие-то церковные вещи, образы ангелов, и какие-то шедевры живописи и какие-то современные бытовые вещи», – говорит художник-постановщик Валентина Останькович.

«Игра о Душе и Теле» – это первая напечатанная опера, первая опера, поставленная в Риме, первые пояснения к театральному действу и партитуре. А теперь - и первая постановка в России на русском языке. Малую сцену театра Натальи Сац вообще решено сделать исключительно экспериментальной, а в новом сезоне создать музыкальный абонемент. Исполнять в котором будут и музыку барокко.