07.06.2012 | 10:34

Выставка классиков русского авангарда открылась в Москве

В конце каждого сезона московская галерея «Дом Нащокина» по традиции показывает важную, программную выставку. В нынешнем году это работы авангардистов художественного объединения «Бубновый валет». Все, что связано с ним теперь – классика русского авангарда, а работы художников объединения хранятся в ведущих столичных музеях. Однако нынешнюю экспозицию составят другие, малоизвестные вещи из провинциальных собраний. Рассказывают «Новости культуры»

«Портрет Марии Петровны с розами» Аристарха Лентулова, пожалуй, самая известная картина, представленная на этой выставке. Ее часто выбирают для масштабных экспозиций, а недавно полотно показывали в Монако. В основном же, здесь представлены малоизвестные работы художников, сто лет назад объединившихся в группу «Бубновый валет» и совершивших очередную революцию в живописи.

«Они приезжали из Франции, они восхищались Сезанном, Ван Гогом, но основа была – лучшие мастера эпохи Возрождения», – говорит директор галереи «Дом Нащокина» Наталья Рюрикова.

Усадьба «Абрамцево» больше ассоциируется с художниками «мамонтовского кружка» - Репиным, Васнецовым, Поленовым. Однако в начале ХХ века сюда приезжали и участники «Бубнового валета». Здесь бывали Фальк и Лентулов, в 30-е годы в Абрамцеве поселился ученик Серова и Коровина – Илья Машков. Именно в этих краях происходит трансформация их стиля, особенно ярко это проявляется в работах Кончаловского.

Всего из «Абрамцево» привезли около 60 картин, которые редко покидают запасники музея-заповедника. Эти восемь панно Петра Кончаловского сохранились чудом. Художник написал их по заказу одного купца, однако заказчик работой остался недоволен.

Чудом сохранилась и монументальное творение Кончаловского «Купание красной конницы». Оно выставляется всего второй раз. Масштабное полотно, написанное к 10-летию Красной Армии, не оценили, раскритиковали и спрятали.

Редко где выставлялись и два портрета одного художника. Один написал сам Роберт Фальк, другой его первая жена – Елизавета Потехина.

«Они примерно одного времени по написанию, у Фалька – более острое прочтение самого себя, а у художницы в этой ее плавности передано своеобразие личности Фалька», – говорит ведущий научный сотрудник музея- заповедника «Абрамцово» Светлана Волкова.

Также в экспозиции – работы Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Оба художника принимали участие в той исторической выставке 1910 года «Бубновый валет», Однако через год они создали свой проект – «Ослиный хвост». С бывшими единомышленниками много спорили, противопоставляли их творчеству свое. Спустя сто лет «бывшие конкуренты» снова встретились, и довольно мирно сосуществуют в едином выставочном пространстве.