20.12.2018 | 19:59

В Третьяковской галерее идет подготовка к выставке Ильи Репина

В Третьяковской галерее готовятся к выставке Ильи Репина – она откроется в марте. Генеральным спонсором этого музейного проекта выступает банк ВТБ. Специалисты тщательно изучают картины с помощью рентгена. Об этих, похожих на медицинские, исследованиях - Антон Николаев.

Картину Ильи Репина 1896 года "Портрет художника Дмитрия Кардовского" готовят к рентгенографии. В Третьяковской галерее это уже давно стало обычной практикой. Здесь перед каждой большой выставкой произведения искусства проходят комплексное исследование.

"Можем увидеть индивидульную манеру письма, нижележащее изображение, когда перерабатывалось, если что-то художнику не понравилось", - объясняет сотрудник отдела комплексных исследований Государственной Третьяковской галереи Ирина Касаткина.

В Третьяковке таким образом исследовали около 40 картин. И уже есть неожиданные открытия. Портрет дочери художника Верочки Репиной. И вот, как он же выглядит на рентгеновском снимке. Поворот головы изначально был другим. Еще большие изменения претерпела картина "Протодиакон". На рентгеновском снимке - три руки. То есть сначала Репин изобразил протодиакона со сложенными впереди руками, а потом передумал и дописал посох, а на голове - скуфью. А вот эскиз знаменитой картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

"Эта фигура на переднем плане, которая повернута к зрителю спиной. Мы смотрим рентгенограмму, и мы ничего не видим", - показывает научный сотрудник отдела комплексных исследований Государственной Третьяковской галереи Юлия Дьяконова.

Тем временем картина Репина отправляется на следующее исследование - определение состава неорганических пигментов. В музее это сравнивают с современной медицинской диагностикой. Одного только наметанного глаза искусствоведа сегодня уже недостаточно.

"Сто лет назад, если кто-то приходил к врачу, врач смотрел на вас, на глазные яблоки, цвет лица, форму ногтей и говорил: а, батенька, наверное, у Вас печенка шалит. Это и был диагноз. Теперь так ни один врач не сделает. Он возьмет анализ крови, пошлет на рентген. Чем лучше врач, чем лучше оборудование в данной клинике, тем он применит большое количество исследований", - рассказывает сотрудник отдела комплексных исследований Государственной Третьяковской галереи Елена Любавская.

Сохранность полотна, структура красочных слоев, анализ индивидуальной живописной техники. После исследований не должно остаться никаких белых пятен в творчестве художника.

"Очень интересно выяснить, как работал художник, как его идея была воплощена, какими усилиями, средствами", - отмечает заведующий отделом комплексных исследований Государственной Третьяковской галереи Юлиан Халтурин.

При помощи технических средств сотрудники Третьяковской галереи получают возможность как будто заглянуть в мастерскую Ильи Репина и подсмотреть, как он создавал свои картины. В музее обещают все результаты представить на выставке в качестве отдельного медиа-проекта. Репин станет ближе и понятнее. Другой вопрос, как бы сам художник отнесся к разрушению тайны творчества. 

Новости культуры