31.12.2008 | 13:14

В мире балета. Год 2008-й

Поклонникам балета, число которых в нашей стране традиционно измерялось миллионами, хорошо известен профессиональный термин – "элевация". Так называют высокий прыжок танцовщика и его способность сохранить в прыжке принятую позу, "зависнуть над землей", создав у зрителя ощущение полета. По мнению "Новостей культуры", в 2008-м на территории танца царила преимущественно летная погода.

Балетных юбилеев в этом году столько, что не хватит пальцев на руке, чтобы сосчитать. Празднуют все – народные артисты, балетные школы, международные конкурсы. Даты хоть и не круглые, но солидные. Мы перелистали календарь наиболее ярких событий уходящего года.

Московской академии хореографии – двести тридцать пять. На фестиваль-смотр в Москву приехали ученики и педагоги из двадцати школ России. В следующий раз такая возможность появится только через пять лет. Целую неделю в академии хореографии кипели страсти. Мастер-классы, круглые столы, семинары. Шестичасовой концерт в академии - прелюдия гала-концерта в Большом. А это пострашнее госэкзаменов.

Питерская Вагановка на тридцать пять лет старше – ей двести семьдесят. Свою круглую дату Академия русского балета отметила без пафоса и блеска, но основательно. Затеяла ремонт местного масштаба - впервые за двести лет здание Вагановки капитально ремонтируют – половина аудиторий в лесах, но учебный процесс идет полным ходом. Помимо классического танца и модерна будущие танцовщики изучают еще и право. Нововведение студенты оценили, уроки не прогуливают, прагматично рассудив - если не на сцене, то в жизни точно пригодится.

Драгоценная пара русского балета – Екатерина Максимова и Владимир Васильев – отметила золотой юбилей – пятьдесят лет творческой жизни.

Это событие прогремело в Большом. Четыре дня оваций и аншлага. В честь Максимовой и Васильева танцевали звезды. Но сравнения с титанами даже им выдержать не просто. В "Анюте" Васильев сам вышел на сцену, сорвав бисы зала. Гала-концерт - кульминация этой юбилейной истории. Современные исполнители, обреченные на сравнения с Максимовой и Васильевым, танцевали номера и фрагменты балетов легендарной пары.

Владимир Васильев, народный артист СССР: "Самая большая наша радость – это творчество".

Имея таких патронов, как Максимова и Васильев, пермский "Арабеск" благополучно дожил до двадцатилетия. Все эти годы балетный конкурс искал, находил и зажигал новые звезды. Награждал престижными наградами и учреждал новые премии. Похоже, родина Дягилева претендует на роль если и не балетной столицы, то главной балетной провинции.

Прима Мариинки – Ульяна Лопаткина – зачастила в Москву. Гала-концерты петербуржской звезды пользуются большой популярностью в столице. В этом году их целых два. "Великие па-де-де" и "Посвящение Ролану Пети". Балерина выступила в компании всемирно известных солистов Ла Скала, Парижской оперы, Ковент-Гарден, American Ballet Theatre. Такие балетные марш-броски Ульяна Лопаткина планирует практиковать и дальше.

"Пламя Парижа" вновь бушует на сцене Большого. И уже в третий раз. Разжег его сам худрук балетной труппы Алексей Ратманский. От старой версии Вайнонена остались крохи, а потому Ратманский сделал новую. Ее вряд ли бы одобрил Сталин, большой поклонник этого балета, воспевавшего идеалы революции.

Новое либретто, новая хореография. Ратманский трудился, не покладая рук. Балет - один из самых массовых. На сцене одновременно танцуют сто сорок человек. Только главных партий – десять. Вместо политической агитки с баррикадами и маршами протеста – трагедия людей, живущих в эпоху перемен.

Второй балет Ратманского – "Русские сезоны" - сенсация года. Камерная постановка на музыку Десятникова заставила труппу нервничать. Балерины танцевали в сарафанах, под песнопения, далекие от балетных ритмов и темпов. Сорокаминутный балет вытянул жилы танцовщиков больше, чем трехактный спектакль. Но модернистский подход в Большом оценили и заказали Ратманскому новый балет на музыку Десятникова.

Сто тридцать шесть лет ждали в Пермском театре премьеру "Корсара". Пираты, купцы, одалиски и прочая экзотика поставили труппу в тупик. За постановку "Корсара" взялся выпускник Вагановки Василий Медведев. Заполучив текст партитуры Адана из архивов Гранд-Опера, понял, сохранившиеся фрагменты Петипа не спасут – пришлось стать соавтором великого маэстро и приложить руку к новой версии "Корсара".

Василий Медведев, постановщик балета "Корсар": "Это стилизация под Петипа, под старинную хореографию. Можно даже конкурс устроить, где хореография Петипа, а где хореография Медведева".

В Михайловском театре - бои гладиаторов, дефиле тигров на балетных подмостках, модели вместо миманса. Постановщик Георгий Ковтун сказал новое слово в истории отечественного "Спартака". Солидный бюджет позволил заполучить новую звезду - тигрица Шакира теперь тоже ходит в примах. Впрочем, не только тигры в клетках. Вместе с кордебалетом на идею работали акробаты и каскадеры.

"Каменный цветок" не идет ни в Большом, ни в Мариинке. Поэтому его заказал театр Станиславского и Немировича-Данченко Юрию Григоровичу. Внешне все осталось по-старому – те же костюмы Вирсаладзе, та же музыка Прокофьева, вот только хореография изменилась. Все-таки полвека прошло, и это восьмая версия.

Юрий Григорович, постановщик спектакля: "Время прошло, надо изменить не в угоду кому-то, а так требует современность".

"Каменный цветок" –теперь не забытый реформаторский шедевр Григоровича. Именитые примы делят лавры вместе с восходящими звездами. Публика закупает билеты впрок. Одни идут за сравнениями, другие за впечатлениями. А в Большом под занавес - прощальный гала. Худрук Алексей Ратманский заканчивает свой роман с Большим и уезжает за океан в американский American Ballet Theatre . Теперь балетную труппу возглавит Юрий Бурлака.

Алексей Ратманский ,художественный руководитель балетной труппы Большого театра: "Мы активно работали. Я многому научился у тех людей, с кем я работал".

Хореографы в поиске новых форм и идей. Балетные конкурсы растут, как грибы, восходящие звезды теснят примадонн, завоевывая место на балетном Олимпе. Провинциальные театры не экономят – приглашают постановщиков с именем. Рискованных экспериментов не боятся. Провинция не смотрит снизу вверх на столичные авторитеты. Пополняя свои коллекции "Золотых масок".

Пропустить балетную премьеру сегодня не модно. Престижно быть в курсе балетных событий. Российские танцовщики получают приглашение в самые именитые труппы. Бренд русского балета – это по- прежнему бренд, который открывает двери лучших театров мира.

Все материалы темы>>>>