11.01.2009 | 13:37

Артефакты Франциско Инфанте

Художники Франциско Инфанте и Нонна Горюнова создают свои работы с помощью фотоаппарата и арт-конструкций. Это они завернули горизонт в шелк, просверлили в небе супрематическую дыру и заставили природу всматриваться в собственное отражение. Арт-критики называют их то концептуалистами, то кинетистами, то лэнд-артистами. Однако все сходятся в одном: Инфанте и Горюнова создали особенное синтетическое искусство, существующее на стыке двух миров – естественного и рукотворного. Рассказывают "Новости культуры".

Инфанте – творец артефактов. Художник с испанской кровью и гордым именем Франциско, рожденный в Саратовской области, подробно рассказывает, что это такое. "Бесконечность как устройство мира меня поразила, и я стал художником. Я понял, что мир таинственен, что, несмотря на все усилия, мы не можем его постичь. Но тенденция должна быть", – заверяет Франциско Инфанте.

Тенденция постичь мир "по-инфантовски" привела его к системе артефактов. Вместе с супругой и соавтором Ноной Горюновой он еще в 1970-х попробовал внедрить в естественное природное пространство продукт второй, "рукодельной природы". Он сделал попытку создать единое целое с "природой номер один". Например, для одного цикла работ была сделана конструкция, которую художники фотографировали в разных положениях и при разных погодных условиях.

"Это прочный нейлоновый шнур, который не рвется, и она парит в воздухе, как воздушный змей. Видите, как горизонт идет, как лес отражается? А вот это я. Точка – это метафора художника. Художник – это место. Занял место не силой, не идя по головам, спокойно занял свое место и говоришь: "Я вижу, как устроен мир. Из этой точки вижу"", – поясняет мастер.

То, как устроен мир, Франциско видит и в Испании, но чаще в Подмосковье. С супругой Ноной, а теперь и вместе с внуками они исходили Московскую область вдоль и поперек. В последний раз объект установили на даче и ждали у неба погоды. Франциско говорит: "Вообще все эти непредрешимые моменты – случай. Он очень обогащает ситуацию. Идешь, рассчитываешь на одно, и, как правило, оно улучшается, если не отсекать непредсказуемые моменты. Тут важно не путать случаи. Есть животворный, а есть и разрушительный случай".

Не меньше, чем солнце и облака на летнем небе, Франциско любит снег. С него как раз и начиналось когда-то создание артефактов. Тогда художник разложил на снегу покрашенные картонки – супрематические фигуры Малевича. Снег был белым ничто. "Белое – и все. Там абсолютно все может родиться, и происходит оттуда все. Свет, метафора света. Чистый лист бумаги – в сущности, то же самое", – поясняет художник. С чистого листа бумаги каждый раз начинаются попытки Франциско понять устройство мира. "Внутреннее желание сделать продиктовано не желанием утвердиться или кому-то что-то доказать, показать, а внутренним желанием сделать это. Потом это уже обрастает смыслами и встает в какой-то культурный контекст", – добавляет он.

Вопрос интерпретации, контекста и артефакта Франциско Инфанте оставляет на усмотрение смотрящего. Он свое дело сделал – сотворил артефакт.