12.01.2009 | 12:56

"Ангельское воинство" Николая Эстиса

Первая выставка художника Николая Эстиса должна была состояться в Ярославле в 1982 году, но за два часа до открытия ее запретили. Так поступали с любым упрямцем, чье творчество не умещалось в прокрустово ложе соцреализма. Сегодня работы мастера хранятся в коллекциях Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени Пушкина и в других собраниях России и Европы. Имя Эстиса занесено в энциклопедию "Художники всех времен и народов". Однако для живописца осознание своей миссии всегда остается важнее официального признания. Эстис определяет ее по Мандельштаму: "оживлять несуществующие миры". "Миры" Николая Эстиса представляет выставка "Ангельское воинство" в Государственном Литературном музее. Рассказывают "Новости культуры".

Практически все произведения, написаные Николаем Эстисом за пятьдесят лет, укладываются в несколько циклов. Это совпадение, уверяет художник, ведь ни одну из своих живописных серий он не планировал заранее. "Представьте себе, 1960 год. Я встаю к рабочему месту и говорю: "Сейчас я начну создавать цикл "Птицы". Это ситуация абсурдная для художника. Это лишает искусство, может быть, самого главного – таинственности", – поясняет мастер.

Кроме серии "Птицы", на этой выставке можно также увидеть работы из циклов "Вавилоны", "Фигуры", "Ангелы". Картин из последней серии больше всего. Отсюда и название экспозиции – "Ангельское воинство". Кстати, его придумал не художник. Он вообще против названий. "Если человеку нужны слова для восприятия, то и слава Богу. Пусть он их находит сам. Я не даю названий. Наши материалы – краска и все, что можно выразить цветом, пластикой, композицией", – добавляет Николай Эстис.

По словам художника, изобразительное искусство – это в первую очередь эмоции. Зачастую они настолько сильные, что сами рождают новые идеи. Например, именно так у Маргариты Хемлин появилась идея написать книгу – сборник повестей и рассказов "Живая очередь". "Есть книги, которые начитаются с замысла, и это естественно. А эта книга родилась не столько с замысла буквенного, сколько с потрясения визуального. Я увидела эту картину Николая Александровича и сразу поняла, что это обложка книги, и я уже знаю, что будет за этой обложкой", – рассказывает писательница.

Николая Эстиса называют абстракционистом. Сам художник с этим определением не согласен, но и не спорит. Говорит, не его это дело навешивать искусствоведческие ярлыки. "Мой учитель замечательный Александр Иванович Дюдин, когда я ему задавал какие-то вопросы, не касающиеся непосредственно работы, он мне говорил: "Запомни, художник не должен быть очень умным. Искусствоведы разберутся"", – говорит Эстис.

Пока искусствоведы разбираются, художник пытается установить контакт со зрителем и рассказать не только о своем творчестве, но и о жизни. Жизни Николая Эстиса на выставке посвящен целый стенд. На нем представлены и кисти, и фотографии, и этюдник. "Фотографии, начиная с 1937 года, с момента моего рождения. Там и фотографии военного времени, и школа, служба в армии – там я тоже рисовал", – показывает художник.

Он до сих пор он создает все новые работы. Все ради того, чтобы затронуть заветные струны хотя бы одной человеческой души. По словам Николая Эстиса, в этом и есть предназначение художника.