07.06.2012 | 17:40

На "Кинотавре" обсуждали перспективы господдержки кинематографа

Проблемы и перспективы государственной поддержки отечественного кинематографа обсудили участники круглого стола "Фонд кино в диалоге", состоявшегося сегодня в рамках фестиваля "Кинотавр". К обсуждению пригласили продюсеров, топ-менеджеров дистрибьютерских компаний, киноведов и кинокритиков. Общее мнение, высказанное участниками круглого стола, - российское кино продолжает нуждаться в поддержке государства, но индустрия хотела бы видеть в нем, прежде всего, делового партнера.

По словам исполнительного директора Федерального фонда социально-экономической поддержки отечественной кинематографии Сергея Толстикова, во многих странах система государственного управления процессами кинорынка работает эффективно. В России появившийся всего два года назад Фонд доказал преимущества модели планового финансирования крупномасштабных проектов. "Господдержка в любом случае должна учитывать аспекты функционирования индустрии в общей картине мирового кинематографа, защищать бизнес-составляющую российского кинематографа", - считает Толстиков. Основная проблема на нынешнем этапе, по его мнению, - отсутствие четкого механизма экспертного отбора проектов, которые могут рассчитывать на помощь.

Тема взаимоотношений государственных структур и киноиндустрии стала лейтмотивом сегодняшней встречи. Своим опытом создания кино без финансирования со стороны государства делились успешные продюсеры, не отрицающие в условиях жесткой конкуренции с американским "мейнстримом" решающую роль господдержки для кинопроцесса. Продюсер, президент кинофестиваля "Кинотавр" Александр Роднянский считает, что государственная поддержка может быть использована для формирования рынка, "способного и внятного".

"Поддержку могут получать определенные кинотеатры и сети, которые рискуют, ставя на свой прокат картины более сложные, а не те, которые приносят ежедневную, ежесекундную прибыль. Нужно рассматривать господдержку как функцию, способную помочь построить рынок", - сказал он.

С такой позицией согласились и сами представители кинотеатральных сетей. Генеральный директор петербургской кинокомпании Олег Березин даже предложил оценивать эффективность работы местной власти по количеству кинозаведений в регионе, наличии социальных программ, стимулирующих просмотры кино на большом экране.

Звучали сегодня и другие предложения - оказывать поддержку отдельным режиссерам из России, уже известным за рубежом, чье творчество по достоинству оценено международной критикой, выработать систему грантов победителям кинофестивалей, привлекать к созданию кинопроектов телеканалы, отбирающие у кинематографа часть зрителя.

Кинопродюсер Игорь Толстунов продолжил дискуссию, заговорив о том, что сам факт изменения системы господдержки два года назад путем образования Фонда кино и создания системы финансирования ряда компаний через гранты привело к необходимости диалога госструктур с киноиндустрией. По его мнению, ресурс господдержки необходимо разделить по направлениям, особо выделив крупные проекты, рассчитанные на долгосрочную реализацию.

Все материалы о XXIII Открытом российском кинофестивале "Кинотавр">>>