13.01.2009 | 12:27

"Невесомость" Анхеля Орензанца

Сегодня в Московском музее современного искусства открывается персональная выставка испанского художника Анхеля Орензанца. Неоднократный участник Венецианской биеннале и других престижных международных форумов ставит перед собой непростую задачу: создать искусство, способное одновременно воздействовать на все пять человеческих чувств. Более сорока лет уроженец провинции Арагон путешествует по странам, континентам и жанрам – от камерной живописи и графики до монументальной скульптуры и концептуального перформанса. Не властны над "очарованным странником" и законы земного притяжения. В Московском музее современного искусства он представит проект "Невесомость". Рассказывают "Новости кульутры".

Кредо Анхеля Орензанца – присутствие в природе. Изменять местность, раскрашивать ее разноцветными кругами, запускать в плавание по рекам карнавально-яркие лодки, рисовать по земле шелковыми лентами, изменять ландшафты – вот его основные занятия. Он даже музейную экспозицию может организовать как ландшафт. В центре зала Московского музея современного искусства американский художник испанского происхождения водрузил дерево.

"Мне нравится, что дерево может жить своей жизнью. Оно способно естественным образом изменяться, а затем исчезнуть", – говорит Анхель Орензанц. От дерева расходятся веревки, на них висят графические листы. Графика у него тактильная. Мастер рисует так, будто каждый штрих – прикосновение. Ведь изначально он скульптор. Однако взрывной темперамент не способствует узкой специализации. С рисунков и скульптур он с легкостью переключается на лэнд-арт, видео и перфоманс.

"Спонтанный художник, все время что-то придумывает и тут же бросается делать. Вот мы ходим по Москве, он везде находит графические элементы. Просто мостовая, доска объявлений – это уже произведение искусства", – замечает художник Стас Бородин. Он давно дружит с Анхелем Орензанцом и даже выставлялся в его культурном центре в Нью-Йоркском Ист-Сайде. Руководство этим центром – важная часть бурной художественной деятельности Орензанца. Зураб Церетели, который по себе знает, каково это одновременно быть художником и арт-менеджером, оценил заслуги коллеги. На открытии выставки "Невесомость" он объявил Анхеля Орензанца почетным членом Российской Академии художеств.

Общее название московской выставки Анхеля Орензанца – "Невесомость". Невесомость значит космос, космос значит природа, а природа – главная тема этого художника. "Природа развивает чувства. Без нее невозможен труд художника. У меня лично все эмоции связаны только с природой, а труд художника должен быть эмоционален", – заверяет Орензанц. Он любит, чтобы его объекты играли и двигались. Он и сам человек подвижный и вокруг своих объектов буквально пускается в пляс. Анимировать все и вся, придерживаясь радостных цветов, – вот его главный урок.

Читайте также: Татьяна Бородина о художнике Анхеле Орензанце