13.01.2009 | 19:33

110 лет со дня рождения Льва Кулешова

До Льва Кулешова кинематографа в нашей стране не было – так утверждали его ученики Всеволод Пудовкин и Леонид Оболенский. Это довольно смелое заявление, но действительно без яркого практика и теоретика кино, придумавшего так называемый "эффект Кулешова" в монтаже, трудно представить современное кино и телевидение. Сегодня исполнилось 110 лет со дня рождения Льва Кулешова. Рассказывают "Новости кульутры".

Он попал в кино случайно, но, очевидно, в добрый час. Сохранились кадры из фильма "За счастьем", в котором первый раз в жизни снимался молодой художник Лев Кулешов. Ролью он остался не доволен, как и многим другим, что увидел на съемочной площадке. Пришлось взять все в свои руки. "Он был человек сильный и уверенный в своей правоте. Уверенный, что нужно делать что-то такое... Он знал, чего он хочет", – рассказывает киновед Екатерина Хохлова.

Кулешов видел в кинематографе синтез всех искусств. Он стал снимать картины по-новому, в девятнадцать лет писал первые теоретические статьи! Режиссер анализировал монтаж сотен фильмов, проверял разные варианты стыка кадров и обобщал выводы. Сегодня по теории Кулешова можно изучать законы человеческого восприятия. Вокруг него собирались молодые кинематографисты: Пудовкин, Оболенский, Эйзенштейн, актриса Александра Хохлова. Про нее Кулешов скажет: "Это она помогла мне во многом понять кино". Она стала его женой, олицетворением идей Кулешова, артисткой нового поколения. С ней он ставил свои знаменитые монтажные эксперименты. Эффект Кулешова заключался в следующем: взгляд артиста воспринимается по-разному в зависимости от того, что показано в следующем кадре. Благодаря Льву Кулешову динамичный монтаж во всем мире стали называть "русским".

"На первом эксперименте "Творимая земная поверхность" строится весь кинематограф, потому что мы даже не обращаем внимания на то, как соединяются в кадре какие-то отдельные детали и место действия, как они превращаются в единое целое. Тогда для кино, которое привыкло работать на одном плане, это было новостью", – продолжает Екатерина Хохлова.

Он утвердил классическое деление кадров по крупности, описал принципы работы с киноактером. Ученики писали о нем: "Мы делаем картины – Кулешов сделал кинематографию". Тогда, в 1920-е годы, Лев Кулешов создавал то, на чем сегодня строится кинематограф. "Все студенты ВГИКа могут считать себя его учениками. Потому что так или иначе все проходили то, чему учил Кулешов или учились по его учебникам", – считает Екатерина Хохлова.

Этим летом на фестивале в Болонье была показана ретроспектива фильмов Кулешова. Залы были полными. Его фильм "По закону", снятый в 1926, оказался актуальным и сегодня.

Читайте также:
Он сделал кинематографию. К 110-летию со дня рождения Льва Кулешова