13.01.2009 | 19:39

Ролану Пети – 85!

Трудно найти страну, где бы ни ставил свои балеты Ролан Пети. На его счету – около двухсот спектаклей. В 46-м он поставил балет "Юноша и смерть", который сегодня признан шедевром мировой классики, как, впрочем, и "Кармен", "Пиковая дама", "Собор Парижской богоматери". Главный принцип Ролана Пети – делать то, что хочется. Он убежден – только следуя этому правилу, можно сказать собственное слово в искусстве. Сегодня один из самых знаменитых и востребованных хореографов мира отмечает 85-летие. Рассказывают "Новости культуры".

Последние десять лет Пети живет в Швейцарии. Чтобы не заниматься досадными бытовыми проблемами, он продал построенный для него дом и снимает квартиру. Но даже здесь он - редкий гость. В каком театре его искать, знает только его жена – Зизи Жанмер. Кстати, именно для нее – знаменитой балерины и музы – Пети создал многие шедевры.

Никто лучше Жанмер так и не станцевал легендарную "Кармен", поставленную в 49-м. Спектакль целый год нон-стоп шел в Лондоне, Париже, а затем в городах Америки.

Мир заговорил о Пети в 46-м. После премьеры "Юноши и смерти" его имя у всех на устах. Молодой, амбициозный хореограф в тандеме с Жаном Кокто создал шедевр на все времена. Работать с мировыми знаменитостями для Пети – принцип. Декорации к его балетам делает Пикассо.

Костюмы от Ив Сен-Лорана и Диора. Пети фонтанирует идеями. Мюзик-холльные номера для Жанмер, балетные шоу, новые спектакли… хореограф добрался даже до Голливуда – в его учениках – сам Фред Астер.

"Собор Парижской богоматери" – еще один шедевр. Он появился в афише Парижской оперы в 65-м. Затем Пети перенес его в Мариинку и Большой. Барышников, Нуреев, Фонтейн, Плисецкая – беспрекословно выполняли самые смелые его идеи. Попасть на глаза хореографу считается удачей.

Двадцать лет назад Массимо Мурру дебютировал в мюзикле "Нотр-Дам-де-Пари", теперь солист Ла Скала – самый востребованный танцовщик в мире.

Массимо Мурру, солист Ла Скала: "Пети чувствует потенциал артиста и готов рисковать, даже если ты в этот момент не самый известный. И, как правило, он раскрывает самые сильные стороны, незаметно делая из тебя звезду".

Николай Цискаридзе – солист Большого, с легкой руки Ролана Пети стал Германом в "Пиковой Даме". А Илзе Лиепа получила роль графини, о которой только могла мечтать. "Пиковая Дама" принесла балетмейстеру Государственную премию России, а Большому театру - очередной шедевр.

На широкие жесты Пети не скупится. Приме Мариинки Ульяне Лопаткиной подарил миниатюру "Гибель розы" и заставил танцевать под музыку "Bee Gees", несказанно удивив балерину.

Ульяна Лопаткина, солистка Маринки: "Он сказал: "Вас так не видят. А я вижу".

Луиджи Бонино ассистирует Пети больше двадцати лет. Вместе создавали балетную школу в Марселе. Сорок пять премьер в год. При каждом удобном случае Бонино танцует что-нибудь из репертуара Пети…с "Коппелией" он не расстается лет десять.

Луиджи Бонино, ассистент Ролана Пети (Франция): "Эту куклу придумал Пети. Публика всегда смеется, когда видит ее на сцене. А я ее очень люблю – это моя любима партнерша и одна из самых больших выдумок Пети".

После войны Пети работал с секретарем Дягилева Борисом Кохно. У него были русские педагоги классического танца. Русский балет для Пети – личная история. Для Авиньонского фестиваля он поставил и танцевал Маяковского, даже побрился наголо… хотел привезти балет "Зажгите звезды" в Советский Союз, но Фурцева не дала.

Впрочем, Большой театр остается в планах Ролана Пети. Вот только надо восстановить в Вене "Летучую мышь". И поставить в Ла Скала "Pink Floyd".

Читайте также: Ролан Пети. Победителей не судят

Александр Авдеев и Анатолий Иксанов поздравляют Ролана Пети