15.01.2009 | 19:34

В Петербурге открыта выставка редких рукописей

Собрание редких древнерусских рукописей XVI – XX веков представили в Санкт-Петербургской консерватории. Экспозиция открылась в рамках фестиваля "Вифлеемская звезда". Специалисты рассказали историю каждого экспоната и наглядно показали, как петь по старинным нотам. Рассказывают "Новости культуры".

Татьяна Швец поет по рукописи, созданной в конце XVII века. Вообще вокальная наука стала складываться в Древней Руси уже в XI веке. Церковные песнопения записывали крюками. Непрофессионалу такие рукописи не прочитать. Привычные ноты записывают на пяти линейках, и чем выше нота, тем выше линейка. В древнерусской нотации напевы выстроены по горизонтали, причем у каждого знака есть свое значение, и не только функциональное. "Например, "параклит" есть послание Святого Духа на апостолов, или "голубчик борзый – гакнуть из гортани" – это совсем по-другому исполнять", – рассказывает профессор кафедры истории древнерусского певческого искусства Петербургской консерватории Альбина Кручинина.

На выставке показаны редкие образцы древнерусских рукописей. Самая ранняя из них относится к XVI веку. Есть и совсем маленькая, которую удобно было положить в карман, и образец, закапанный воском, которым активно пользовались на клиросе. Ноты на Руси появились во второй половине XVII века, но крюки не ушли в прошлое. Их упорно продолжали использовать старообрядцы. Так, самая поздняя рукопись, представленная на выставке, была создана именно староверами уже в ХХ веке.

Еще одна интересная деталь: не следует думать, что рукописи хранились только в храмах. Многие имеют прямое отношение к народной культуре. Редкая рукопись ирмологий – собрания образцов для пения канонов – была создана в 1730-х годах. На ней есть надпись, которую удалось расшифровать специалистам: "Уфтецкая волость, Тимошка Михеев, сын Ульяновских, подписал своей рукой". По имени "Тимошка" можно догадаться, что это не боярин, не монах, но человек из народа.

Трудно представить, что это великолепное собрание могло разойтись по разным архивам, и в консерватории не осталось бы специалистов по древнерусскому певческому искусству. В 1973 умер профессор Максим Бражников. Его ученикам настоятельно предложили заниматься музыкой народов СССР. Однако в консерваторию пришел молодой доктор наук Александр Панченко, будущий академик. Благодаря его энергии и таланту коллектив не распался.

"Когда в первый раз Александр Михайлович к нам пришел, он сказал: "Вы знаете, мне Дмитрий Сергеевич дал такое поручение, но я ничего не понимаю в музыке, в древнерусской музыке тоже. В рукописях я понимаю, и в культуре я понимаю. Но к музыке я тоже имею отношение, потому что я закончил музыкальную школу". Он показал нам свидетельство об окончании музыкальной школы", – вспоминает Альбина Кручинина.

Шестнадцать лет назад в консерватории основали кафедру древнерусского певческого искусства. Специалисты продолжают расшифровывать рукописи. Разобраться в крюках, писанных в XVI – XVII веках, весьма непросто. Собрание постоянно пополняется. Последний раритет привезли совсем недавно из экспедиции на Русский Север.