20.01.2009 | 19:33

Фантазия для драматического артиста, гобоя и оркестра по Гоголю

В Российском молодежном театре перечитывают классику. Режиссер Алексей Бородин поставил спектакль "Портрет" по повести Гоголя. Сценическое действие облекли в неожиданную форму, и получилась музыкальная фантазия с участием профессионального оркестра. Рассказывают "Новости культуры".

"Я не ожидал такого коварства от товарища Гоголя, если честно, – признается заслуженный артист России Евгений Редько. – Там так много дерзости, неуспокоенности, неправильности, столько неубаюкивающего".

Режиссер Алексей Бородин впервые прочитал повесть Гоголя "Портрет", когда ему было лет десять. Спустя годы он вернулся к ней, пытаясь заставить собственного внука освоить школьную программу. "Я говорил: "Ты прочтешь две страницы, потом я две страницы"", – рассказывает Бородин. Теперь он переводит гоголевскую прозу на театральный язык, вместе с актером разбирает, что удалось осуществить, а над чем еще нужно поработать.

Развесить картины и превратить сцену в мастерскую – для Алексея Бородина это было бы слишком просто. Он выбрал иной путь. Живопись заменил музыкой, мольберты – подставками для нот, а вместо актеров вывел на сцену профессиональных музыкантов. "Скрипки, альты, виолончель и контрабас – вот такой ансамбль", – поясняет Бородин.

Когда Алексея Уткина, художественного руководителя ансамбля "Эрмитаж", пригласили стать полноправным участником этой театральной фантазии, он думал, что будет легко. Музыкант предложил, как ему показалось, подходящие для гоголевского портрета музыкальные фрагменты и сделал первое неприятное открытие. Выбор отрывков оказался не очень удачным. "Пришлось очень много новой музыки найти, чтобы отойти от одной неприятности, которую мы старались избегать, – это иллюстративность в музыке", – замечает Алексей Уткин.

Гобой Алексея Уткина, как флейта заклинателей змей, гипнотизирует и искушает. Все по Гоголю. Соблазн богатства убивает талант. "Мысль такая: что победит в человечестве – то или другое, свет или тьма? Это самое интересное", – считает Алексей Бородин.

Подзаголовок к названию спектакля "Портрет" звучит так: "Фантазия для драматического артиста, гобоя и оркестра". Это эксперимент, синтез жанров или, может быть, симбиоз. Ведь неодушевленные предметы по Гоголю подчас оказываются живыми.