21.01.2009 | 12:38

Артистический директор Римской оперы дал мастер-класс в Москве

За шесть лет работы Центра оперного пения Галины Вишневской мастер-классы и творческие встречи со студентами там провели звезды мировой величины: Мстислав Ростропович, Риккардо Мути, Тереза Берганца, Пласидо Доминго, Паата Бурчуладзе. На несколько дней "педагогическую эстафету" принял артистический директор Римской оперы Мауро Тромбетта. Маэстро обладает поистине энциклопедическими знаниями и взрывным темпераментом, поэтому каждый его урок превращается в захватывающее представление. Синьор Тромбетта уверен, что обучение бесполезно, если музыка с рождения не живет в душе артиста. Впрочем, в руках такого учителя способен зазвучать и неодушевленный предмет. Рассказывают "Новости культуры".

"Вы получите большую пользу и большое впечатление, потому что мы имеем честь принимать сегодня очень большого педагога и большого певца", – говорит Галина Вишневская. Польза и впечатление на мастер-классе Мауро Тромбетты действительно существуют на равных правах, потому что это настоящий спектакль. Поначалу он похож на мастер-класс по актерскому мастерству, а не пению. Просто маэстро чрезвычайно доволен технической и языковой подготовкой учеников.

"Такого хорошего итальянского произношения я даже не ожидал услышать. Все-таки мы в Москве, а не в Милане. Я поправлял только незначительные ошибки. Другое дело, что есть некоторые проблемы с выразительностью – то есть с пониманием того, о чем поет певец. Но надо сказать, что с этим есть проблемы и у итальянских певцов, которые вроде бы понимают текст, но не вкладывают в него должный смысл", – замечает Мауро Тромбетта.

Объясняя смысл арии, он может пуститься даже в пространный экскурс по истории Италии. Певец обязан это знать, как и историю трактовок произведения, которую Тромбетта рассказывает, перемежая с анекдотами. "Сначала ноту взял Доминго, потом ее сыграл оркестр и только потом показал дирижер", – поясняет он.

Кажется, что Мауро Тромбетта знает тонкости исполнения любой партии из итальянского репертуара, причем совершенно не важно, мужская она или женская. Одним словом – универсальный педагог. "Который может показать голосом и тенору, и басу, и сопрано, как брать определенную ноту, как ее сфилировать, как взять дыхание", – замечает певец Олег Долгов.

Сам он говорит, что только обозначает пение, но буквально каждый его пример срывает аплодисменты более чем искушенной публики. "Он совершенно потрясающий педагог и совершенно потрясающий певец. Ведь ему немало лет. Ему шестьдесят с лишним! Вы посмотрите, как он показывает голосом. У него голос в абсолютном порядке. Вокал в идеальном состоянии", – заверяет Галина Вишневская. Своей блестящей техникой он готов щедро делиться.

Главная опасность в таких краткосрочных мастер-классах такова: можно сбить старую технику и не успеть поставить новую. Однако, по словам Галины Вишневской, каждое слово Тромбетты соответствует тому, что она сама требует от своих студентов. Поэтому только польза и, конечно, незабываемое впечатление.