22.01.2009 | 11:50

В галерее "На Солянке" обратились к истокам отечественной анимации

Выставка, посвященная творчеству известного отечественного аниматора Федора Хитрука, открывается в московской галерее "На Солянке". Перефразируя классика, любой российский мультипликатор может сегодня сказать: "Все мы вышли из "Топтыжки" Хитрука" – или из его же Винни-Пуха, Бонифация, а, может быть, Икара. Каждая работа мастера становилась вехой в отечественной анимации. Поэтому нынешнюю выставку вполне можно назвать обращением к истокам. В экспозиции представлено сто пятьдесят графических работ, эскизов и раскадровок, по которым можно проследить все этапы рождения его знаменитых рисованных героев. О творческой кухне классика отечественной анимации рассказывают "Новости культуры".

"Лучший подарок – конечно же, мед. Это и ослик сразу поймет", – поет Винни-Пух. Алгебру, которой поверена эта бессмертная гармония, можно изучить на выставке "Федор Хитрук: Бонифаций, Винни-Пух, фильм, фильм, фильм". От почеркушек и эскизов – к фонам, фазам и раскадровкам. "Бормочет восемь секунд, потом поет песенку", – написано в документе. "Это почти бухгалтерский документ. Покадровый, посекундный расчет", – замечает режиссер и художник Михаил Алдашин. Раскадровки Хитрука похожи на партитуры. Говорят, у него абсолютный музыкальный слух. Когда-то он даже мечтал стать дирижером. "Он к фильму относился как к музыкальному произведению. Тонально, абсолютная композиция", – говорит режиссер и художник-аниматор Эдуард Назаров.

Федор Хитрук пришел в студию "Союзмультфильм" в 1937 году. Он стал одним из лучших художников-аниматоров советской школы. Работал вместе с Львом Атамановым. К примеру, Оле-Лукойе в "Снежной королеве" – дело рук Хитрука. Свою первую режиссерскую работу – "Историю одного преступления" – Хитрук выпустил, когда ему было уже 45. "Если говорить об истории советской мультипликации, то есть две фазы: до "Истории одного преступления" и после. И поэтому Хитрук – эпоха", – утверждает Юрий Норштейн.

Условность образов, экономия жестов и дискретность действий, найденные Хитруком уже в первой режиссерской работе, далее только совершенствовались. Каждый следующий фильм не был похож на предыдущий. Все его работы могут считаться шедеврами. Сам режиссер больше всего любит "Топтыжку", зрители – "Винни-Пуха", а вот Юрий Норшттейн считает эталоном мастерства "Каникулы Бонифация". "В этом фильме все", – убежден Норштейн.

На мультфильме "Каникулы Бонифация" художником-прорисовщиком работал 24-летний Эдуард Назаров. Хитрука он называет своим крестным отцом в анимации. "Я сейчас не вижу, кто там за моей спиной в зале, но если есть там аниматоры, они все ученики Хитрука", – говорит Назаров, и он не преувеличивает. Кроме таланта художника и аниматора, Хитрук – гениальный педагог.

Мультипликация – командное искусство. Выставка режиссера Хитрука – это еще и выставка воспитанных им художников: Зуйкова, Алимова и Назарова. На ней представлены и работы его знаменитых учеников: Норштейна, Алдашина и Петрова. По этой экспозиции можно проследить историю отечественной анимации от 1940-х – 1950-х годов до сегодняшнего дня. Без Федора Хитрука она была бы гораздо печальнее.

Читайте также: Лариса Малюкова о творчестве Федора Хитрука