22.01.2009 | 15:58

Искусство послевоенного времени на выставке "Однокурсники"

Александр Васин, Николай Гришин, Марк Клячко и Борис Маркевич были однокурсниками – выпускниками столичного Суриковского института 1949 года. Познакомившись в институте, они продолжали творческое и дружеское общение в течение многих десятилетий. Все четверо – известные и признанные книжные графики, талантливые графики станковисты. Работая рядом, они никогда не объявляли себя творческим объединением, но в их работах ощущается дух времени, которое сформировало их искусство, свежее и вольное дыхание оттепели. О выставке "Однокурсники" в столичной галерее "Ковчег" рассказывают "Новости культуры".

Они были однокурсниками в сложное послевоенное время, а хрущевская оттепель ознаменовала для них время творческого подъема. С одной из фотографий на посетителей выставки смотрят студенты Васин, Маркевич, Гришин и Клячко. Тогда они вряд ли могли предположить, что будут связаны друг с другом не один десяток лет. "Все они работали как книжные графики и в этом преуспели, но для выставки в "Ковчеге" мы выбрали их станковые вещи, которые значительно меньше экспонировались", – говорит куратор выставки Сергей Сафонов.

Натюрморты Бориса Маркевича – уникальный пример работы с акварелью. Краска нанесена в несколько слоев – большая редкость для этого материала. Большинство представленных работ Александра Васина – это рисунки-изображения натурщиц. Акварели Николая Гришина – множество зарисовок, натюрмортов и пейзажей. А работы Марка Клячко, по словам кураторов, скорее похожи на книжную графику. Кстати, именно он иллюстрировал известное в России издание романа "Старик и море".

"Выставка рассказывает не только о том, насколько художники близки друг другу, но и о том, как отличалось их творчество. Вот, в частности, Борис Маркевич представлен в экспозиции поздними натюрмортами, которые он писал, в возрасте, когда ему было трудно работать вне мастерской. А, например, Александр Васин представлен натурными пейзажами, которые он привез из творческих поездок, которые были у него в 1960-е годы", – продолжает Сергей Сафонов.

На пленэры они часто выезжали вместе. Пейзаж Александра Васина повторяет работу Гришинаэ. Видимо, они писали, находясь рядом. Кстати, Николай Гришин в 1950-е увлекся космической темой и иллюстрировал исключительно фантастику. Однако после полета Гагарина он резко сменил поле интересов и решил, что эта тема уже не актуальна. Выставка "Однокурсники" представляет историческую эпоху – искусство послевоенного времени на примере четырех творческих судеб.