23.01.2009 | 13:22

О реставрации подворья Старо-Ладожского монастыря

Один из удивительных храмов Петербурга расположен на углу Нарвского и Старо-Петергофского проспектов. Он был построен в начале ХХ века архитектором Святейшего Синода Василием Косяковым как часть подворья Успенского Старо-Ладожского монастыря. Перед автором стояла непростая задача: вписать в узкий, неровный участок несколько зданий, включая храм в неорусском стиле. Увы, уникальный церковный комплекс ждала непростая судьба. В 1930-е годы там разместилась швейная фабрика, а позже – мебельный комбинат. Сейчас в храме ведутся реставрационные работы. Специалисты пытаются вернуть зданию его исторический облик. Рассказывают "Новости культуры".

Для европейской градостроительной практики в такой задаче не было ничего необычного, но для русских церквей, которые всегда были рассчитаны на восприятие со значительных расстояний, проект был абсолютно новаторским. За двадцать лет на рубеже ХХ века Василий Косяков построил более двадцати храмов. Судя по одной из последних работ он был готов к новым достижениям.

"Это уникальный человек. Что ни храм – то шедевр", – замечает архитектор Сергей Самусенко, который подготовил проект реставрации кровли зданий подворья. С игуменского корпуса со временем исчезли башенка и мансардные окна. Сто лет назад фасады подворья были облицованы белым лекальным кирпичом, который служил важным элементом декоративного убранства.

Художник мозаичист Игорь Лаврененко изучал декор храма подворья по сохранившимся фотографиям 1930-х годов. В нише на колокольне едва читается образ Казанской Богоматери. "Здесь мы не знаем кто расписывал, но судя по иконе, это Васнецов", – рассказывает он.

Бывший вход в храмовый комплекс, заложенный кирпичом, часто принимают за нишу с утраченным декором. На архивном фото видны ворота, напоминающие по рисунку историческую ограду Зимнего дворца. По заказу ГИОПа сейчас идет расчистка фасадов подворья, а в самом Казанском храме недавно установили новый иконостас.