26.01.2009 | 11:23

"Не думай про белых обезьян", или взгляд с крыши десять лет спустя

В российский прокат вышел фильм Юрия Мамина "Не думай про белых обезьян". В новой работе мастера поклонники его лент "Праздник Нептуна", "Фонтан" и "Окно в Париж" увидят легко узнаваемых героев нашего времени. Их блеск и нищета – традиционный предмет философской иронии режиссера, ну а образ "белой обезьяны" позаимствован из буддистской легенды как символ высшей и недостижимой духовности. О режиссере и его новой работе рассказывают "Новости культуры".

Лауреат десятков кинопремий от Сан-Себастьяна до Мангейма, Юрий Мамин задумал "белых обезьян" в конце 1990-х. В основе сюжета нового фильма – произведение Альберто Моравиа "Лицо халдея". Главного героя – энергичного ловеласа – однажды назвали халдеем. Так, обида стала отправной точкой для его духовного перерождения. "Его система ценностей подверглась большому сомнению. Мне было бы достаточно, если бы она подверглась сомнению каких-то людей, которые будут это смотреть", – говорит режиссер.

Главная мысль фильма сродни русской пословице: "Не в деньгах счастье". Режиссер сталкивает своего предприимчивого персонажа с представителями нищей богемы, для которых счастье – это созерцание красоты. Образ белых обезьян появляется в фильме как напоминание о том, что ему не удалось понять.

Юрий Мамин пробовал на главную роль почти всех молодых актеров Санкт-Петербурга и в итоге поехал за талантами в Москву. Михаил Тарабукин сыграл в фильме свою первую главную роль. Когда он получил сценарий, увидел, что все диалоги написаны в стихах. ""Юрий Борисович, вы хотите, чтобы это был рэп?". Он очень хорошо знает, что это. Он говорит: "Нет, это не рэп". Я говорю: "Вы хотите, чтобы это было, как "Слуга двух господ"?. Он говорит: "Нет. Фишка в том, что это вообще не должно быть заметно"", – рассказывает Михаил.

В ходе съемок Мамин заставлял актеров произносить стихотворные реплики под метроном. Каждая сцена декламировалась в своем темпоритме. В фильме использованы фрагменты мелодий самых разных эпох и направлений, начиная от "Прекрасной мельничихи" Франца Шуберта и заканчивая балладами Николая Носкова.

Действие фильма происходит в двух плоскостях. Подвал, где предприимчивые дельцы создают кабак и где художнику являются анимированные образы с полотен Босха, Брейгеля, Гойи. Второе пространство – крыши питерских домов. Там живет нищая богема, которая сверху наблюдает за современностью. "Мне скучно сейчас жить в этом обществе. Я не хожу смотреть современные фильмы. Мне хочется, чтобы столкновение бездуховности и духовности высекло искру", – признается Юрий Мамин.

"Не думай про белых обезьян" уже оценили критики. Фильм получил специальный приз фестиваля "Улыбнись, Россия". Картину наградила Гильдия кинокритиков в номинации "лучший фильм отечественного производства". Теперь картина вышла в российский прокат, и ее, наконец, может оценить и отечественный зритель.