26.01.2009 | 19:23

Первое заседание Всероссийского совета народного просвещения

Два десятка видных деятелей российской политики, науки, культуры и образования приняли сегодня участие в первом заседании Всероссийского совета народного просвещения. Прошедшее заседание совета, по словам его председателя, спикера Совета Федерации Сергея Миронова, призвано "стать первым шагом к объединению усилий деятелей науки, образования, культуры в деле возрождения просветительства".

Основной пункт повестки дня – создание народного лектория в знаменитом Политехническом музее в рамках проекта "Всероссийский народный университет". Он реализуется уже второй год.

"Ключевую роль в общенациональной системе просветительских организаций, – отметил спикер СФ, – должны играть народные университеты, которым как можно скорее нужно придать правовой статус. Центрами культурно-просветительской работы должны стать также библиотеки, музеи, архивы".

"У нас была традиция народных университетов, традиция общества "Знание", надеюсь, она будет восстановлена", – согласился с парламентарием известный ученый, президент Евразийского физического общества Сергей Капица. Об актуальных проблемах просветительских структур рассказал председатель правления общественного фонда "Знание" Федор Светик, по словам которого, "всесоюзное общество "Знание" в начале 80-х годов объединяло около 5 миллионов представителей интеллигенции, однако сейчас в нем числятся всего 60 тысяч человек". Во времена СССР "отделения общества работали практически во всех вузах, а представители интеллигенции делились знаниями с народом и чувствовали себя востребованными", – заметил он.

По итогам заседания его участники подписали протокол о создании народного лектория на базе Политехнического музея. Профессор Капица, говоря о необходимости "восстановить трибуну Политехнического музея, святого места в русской культуре и науке", напомнил, что подобные общественные трибуны, где ведущие ученые раз в неделю читают лекции для всех, существуют во многих странах мира, например, во Франции и Великобритании.

"Сейчас важно определить, как системно строить просветительство в России, – подчеркнул директор Политехнического музея Гурген Григорян. – Целью этой деятельности должно стать не только "низовое звено", но и люди, принимающие решения".