28.01.2009 | 15:52

Выставка театральных художников "Итоги сезона"

Ежегодная выставка театральных художников "Итоги сезона" проходит ровно в середине сезона театрального. Возможно, календарное время для них – такая же условность, как и пространство, с которым они, порой, проделывают трюки, достойные великих магов мистификаторов. С тем, что представляет собой современная сценография, знакомит экспозиция в столичном выставочном зале "Новый Манеж". Рассказывают "Новости культуры".

За 45 лет выставка театральных художников не только не утратила свою актуальность, но теперь представлена в одном из лучших залов Москвы. Она была задумана как профессиональная, но быстро приобрела популярность у зрителей и сохранила демократичность. Рядом с произведениями мэтров можно увидеть работы молодых художников, вчерашних выпускников художественных вузов. Для них – это шанс войти в театральное сообщество. А чтобы оказаться на выставке, молодым необходимо было овладеть традиционными техниками, научиться рукотворчеству.

Инна Мирзоян, куратор выставки: "Чтобы было меньше компьютерной графики, какого-то видеодизайна, потому что сохранить руку, увидеть движение руки, ее дрожание, вот эту живую линию – ценность этой выставки и этого направления в искусстве".

Сценограф Екатерина Кузнецова прямо на выставке приклеивает подушечки на макет, устанавливает на полу деревянную козу. Все должно быть так, как на сцене. В прошлом году Кузнецова оформляла спектакль " Тутиш" в МХТ имени Чехова. Игрушечная коза в спектакле стала символом, напоминанием об единственной собственности, которая была когда-то у пожилой таджикской женщины.

Екатерина Кузнецова, сценограф: "И она придумалась в этом полосатом стиле не просто так. Это традиционные куклы-обереги, таджикские, настоящие. Поэтому она такая полосатая, смешная. Конечно, у них нет таких оберегов, ну, это уже фантазия".
Итоги прошедшего года подводит народный художник России Владимир Арефьев. Ему удалось оформить сразу три спектакля. На выставке представлены макеты декораций к пьесам "Опасный поворот" и "Майская ночь". Особое значение сценограф придает выставочному освещению. Для него важно выделить в макете контуры тополей.

Владимир Арефьев, народный художник России: "То есть они фокусируют пространство вокруг этого болотца, пруда и дают ощущение ночи. Потому что когда по контуру тополя катится свет, это ощущение лунной ночи и происходит".

В последнее время московские сценографы приглашают на выставку своих коллег из других городов. В этом году ее участниками стали художник из Латвии Андрис Фрейберг, Александр Окунь из Америки и Алексей Порай-Кошиц из Санкт- Петербурга. Похоже, что со временем выставка московских театральных художников может поменять свой статус и превратиться в международную.