29.01.2009 | 12:23

Татьяна Марченко: "Изобразительное искусство должно быть изобразительным"

Говорят, что художники в душе остаются детьми. В этой шутке есть большая доля правды. Талант должен уметь не только удивлять, но и удивляться. Чтобы сохранить способность ежедневно открывать для себя окружающий мир, нужен особый дар. У Татьяны Марченко он есть. Известная московская художница, одна из лучших учениц Николая Крымова, недавно отпраздновала 90-летие. Однако она не собирается думать об отдыхе. Каждый день она приходит в мастерскую, чтобы писать, и успевает уделять время ученикам. Лучшим подарком к юбилею стала ретроспективная выставка мастера, которая в столице. Рассказывают "Новости культуры".

"Изобразительное искусство должно быть изобразительным. В нем не должно быть выкрутасов и фокусов", – говорит Татьяна Марченко. К своим работам художница относится строго. Какие-то картины ей по-прежнему по душе, а какие-то работы со временем разочаровали. Художница любит писать пейзажи старого города, который исчезает буквально на глазах. Например, уголок Москвы из окон ее мастерской рядом с Киевским вокзалом. "Если сравнить с Питером, там европейский город, а Москва – это что-то чисто русское должно быть, было всегда. Теперь, она теряет свой облик, становится таким же заурядным европейским городом", – замечает мастер.

Сюжеты рождаются у Татьяны Марченко спонтанно. Как правило, они просты и незатейливы. Природа для художницы – неиссякаемый источник красоты. "Я люблю с натуры писать, не от себя. Потому что природа настолько красива, все на Земле настолько красиво, что не нужно выдумывать. Надо человеку преподнести воспоминания о том, какая красивая Земля", – заверяет она.

С возрастом художница не утратила дара удивляться и восхищаться, да и реакция у нее осталось прежней. "Портреты – иногда нужно сделать несколько мазков, и уже он похож, а дальше только хуже", – замечает Татьяна Марченко. Она писала много портретов людей труда. Ей всегда удавалось находить тех, кто искренне был увлечен своим делом. "Где-то я была, в какой-то деревне истопник был. Но мне показалось, что он такой типичный трудоголик, рабочий", – рассказывает художница.

Она написала портрет Виктора Лебрена. Его отец был главным инженером на строительстве Транссибирской железной дороги, а сын в то время увлекся учением Льва Толстого. "Добился того, что Толстой взял его к себе секретарем. Он много лет был у него секретарем. А это он приезжал в 1980-е годы сюда, чтобы издать свою книгу воспоминаний о том времени", – рассказывает Татьяна Марченко.

И все-таки она живет не только воспоминаниями. К примеру, гладиолусы она написала совсем недавно у себя на даче. В них много света и воздуха, мимолетности красоты и вечного круговорота жизни.