08.06.2012 | 15:04

Премьеры "Кинотавра"

Режиссер Светлана Баскова показала в конкурсе проходящего с 3 по 10 июня фестиваля "Кинотавр" фильм "За Маркса...", где рабочие литейного цеха создают независимый профсоюз против желания владельца завода.

Во многом это арт-проект: в качестве продюсера выступил художник, теоретик и куратор Анатолий Осмоловский, объединившийся с Андреем Сильвестровым и Глебом Алейниковым, в главной роли снялся художник и артист Сергей Пахомов (Пахом).

Он играет профсоюзного активиста, на глазах у которого расстреливают всех друзей по приказу хозяина предприятия, чью роль исполнил постоянно снимающийся у Басковой Владимир Епифанцев.

"Это драматическая история человека, который выбирает между жизнью и смертью, но его выбор - вынужденный: он сязан с социальными проблемами, имеющимися в государстве. Он боролся за чувство собственного достоинства, за свои права и права рабочих, и такая расплата связана исключительно с этой борьбой, которая не воспринимается работодателями и не защищена государственными институциями", - рассказала Баскова.

"Радикальные опыты у меня уже были, сейчас требуется другое высказывание, серьезный анализ. Я тоже позврослела и сделала фильм для широкой публики", - признается Баскова, чьи предыдущие фильмы действительно были экспериментальными и альтернативными.

Фильм "Я тебя не люблю" Александра Расторгуева и Павла Костомарова, показанный в конкурсе "Кинотавра", - история, снятая обычными жителями Ростова про самих себя.

"У нас кастинг был большой, более полутора тысяч человек посмотрели. И из этих ребят, которым было не страшно, вырастает уже второй фильм таким методом. Есть еще и третий - такой художник Ваня, он уже снимает себя четыре или пять лет, и там конца-края не видно: это очень большой и сложный материал", - рассказал Костомаров.

Вика Шевцова, главная героиня и главная актриса в одном лице, призналась, что получала от съемок удовольствие и продолжает их даже теперь, когда фильм закончен. На премьеру она приехала с тем человеком, за которого в кино надеялась выйти замуж - Женей Сотниковым, но что из этого получилось в фильме, впервые увидела только на фестивале в Сочи.

"Я не успел с ними поговорить, но Женя никак не проявлял обиды. Понятно, что этот Женя - образ, и он знает это. Многие эпизоды - игровые, там не чистый Женя и не чистая Вика. История слеплена из их мяса и их плоти, но она другая", - комментирует Костомаров.

Он объяснил, что сюжет картины в итоге придумали они с Расторгуевым, но лишь "собрав критическую массу документальной их жизни".

"Из того, что они нам подарят и откроют, мы лепим какие-то образы других людей, начинаем просить их помочь какие-то части уже в режиме актерском. Хотя "актерском" тоже надо в кавычках надо иметь в виду: они играют самих себя", - говорит режиссер.

По его словам, подобный метод съемок - "новый, правильный, живой".

"Мы не можем смотреть на кино, где актеры встают на метку, поворачиваются к нужному свету и говорят текст. Весь этот ужас, балет этот, танки брестские, солнцем утомленные - невыносимо уже все это старомодное, прошлогоднее, прошловековое кино воспринимать как метод рассказа истории. Нам кажется, что это сплошная пудра, грим и пыль. Мы хотим вот таким заниматься. Нам кажется, что это кривое, косое, нерезкое, грязное, исцарапанное и неслышное - но настоящее", - заявляет Костомаров.

Предыдущая картина, "Я тебя люблю" (2010), снятая по той же технологии, так и не вышла в прокат, однако была с успехом показана на многих фестивалях, начиная с Роттердамского, и в киноклубах крупных городов.