30.01.2009 | 19:14

Спектакль по Достоевскому на петербургской мансарде

Спектакль-долгожитель – краса и гордость афиши любого театра. Однако похвастаться подобным раритетом могут немногие. Специфика динамичного и эфемерного театрального искусства обычно отмеряет постановке небольшой срок жизни. Поэтому немногие нестареющие спектакли можно смело отнести к разряду "вечных ценностей". В Петербурге в эту категорию попал "Смешной" – спектакль-рекордсмен "Классического театра". О его восьмисотом показе рассказывают "Новости культуры".

Театр без фойе, буфета и трех обязательных звонков. Зритель ждет своего часа на улице, у знаменитых колонн "Ленфильма". Раз в неделю, а иногда и чаще, там начинается самый известный спектакль петербургского "Классического театра". Его художественный руководитель вот уже тринадцать лет водит зрителя одним маршрутом: через Каменноостровский, по Малой Посадской – прямиком в Петербург Достоевского. "Мы работали два года, почти ежедневные репетиции были. Перечитали всего Достоевского вслух, и в 1996 году, 17 апреля, была премьера нашего спектакля", – рассказывает художественный руководитель "Классического театра" Людмила Мартынова.

Этот спектакль играют не на сцене, а в подлинных интерьерах XIX века, и билет на него купить невозможно. Зритель попадает туда только по приглашению. После премьеры 1996 года театральный Петербург наполнился слухами. Говорили даже, будто зрителя гипнотизируют перед входом в зал. Как еще объяснить состояние публики после спектакля? "Самые хорошие спектакли – их немного было – когда зрители не хлопали. Долго сидят, молчат, а потом тихонечко уходят. Об этом мечтал Станиславский – чтобы не хлопали в театре", – замечает заслуженный артист России Леонид Мозговой.

Рассказ "Сон смешного человека" Достоевского Леонид Мозговой пересказал восемьсот раз. Абсолютный рекорд петербургской театральной сцены. Один актер в одном помещении. Его партнеры – служанка и свеча, а главный партнер – публика. Шестнадцать тысяч человек за восемьсот спектаклей. "Когда я подхожу к ним со свечой и вглядываюсь в глаза, они глаза опускают – боятся. А в конце, проходя с той же свечой, они мне протягивают руку. Так что, мы нашли общий язык", – говорит Леонид Мозговой.

Две комнаты под самой крышей, где уже тринадцать лет ставят "Смешного", актер Мозговой получил случайно от Союза театральных деятелей. "Спектакль жив, пока жива мансарда", –говорит исполнитель главной роли. "Это хоть и не дом Достоевского, я верю что это та атмосфера. И люди верят. На этом все построено", – говорит артист.

"Достоевщины" в Петербурге хватает, но как только мансарду отнимут, спектакль перестанет существовать. Сотрудники "Классического театра" уверены, что другого такого места больше не найти, как и другого такого актера. "Актер, который выдержал восемьсот представлений, и надеюсь, мы будем справлять и тысячное, он, конечно, достоин восхищения. Он не просто актер, а национальное достояние", – считает Людмила Мартынова.

Восьмисотый "Смешной" ничем не отличался от предыдущих. Тот же полумрак, те же свечи, та же манящая атмосфера Достоевского. И только Мозговой, кажется, был чуть улыбчивее обычного, а его "Смешной" подавал больше надежды на спасение человеческой души.