30.01.2009 | 19:35

Театральный сон наяву в "Современнике"

Роман Виктюк по просьбе Валентина Гафта увлекся толкованием сновидений, предъявленных ему актером в форме поэтической пьесы. В эти минуты в театре "Современник" дают новый спектакль "Сон Гафта, пересказанный Виктюком". В водоворот многослойного фантасмагорического действа попали также актеры Александр Филиппенко и Максим Разуваев. Окажется ли этот сон вещим –разгадывать головоломки теперь придется зрителям. Рассказывают "Новости культуры".

Эта история кажется невероятной, но только до момента разбора последовательности событий. Все началось летом. Был вечер памяти Михаила Ульянова. За кулисами встретились Роман Виктюк и Валентин Гафт. Александр Филиппенко был тогда на сцене, но потом он тоже присоединился к своим коллегам. "Я прочитаю вам свою пьесу, вернее, расскажу свой сон", – сказал Гафт. "Он прочитал и сказал: "Ты будешь ставить, я буду играть и ты будешь играть". И на следующий день мы у него дома начали репетировать. Мы не знали, какой театр это будет", – рассказывает Виктюк.

Вопрос о театре отпал сам собой. Конечно же, "Современник". Именно там стали изобретать спектакль в новом жанре, не поддающемся определению. Для того, чтобы найти фантастическое название предприняли настоящий мозговой штурм. "Я требовала оригинального названия. Неправильно было бы написать на афише просто: "Гафт. Драма". И наш завлит Женя Кузнецова предложила "Сон Гафта". Мы сразу согласились", – рассказывает художественный руководитель театра "Современник" Галина Волчек.

Роман Виктюк терпеливо поправляет журналистов: "Спектакль не про Сталина, он про Гафта, который видит удивительные провидческие сны". Гафту однажды приснилось, как Сталин приходит в гости к Эдварду Радзинскому. Диалог историка с предметом его исследования – этот сюжет сам по себе абсурден. Однако актеры играют так неистово и так искренне, что театр политический очень быстро заканчивается, и начинается театр человеческий, живой.

Тонкая ирония Валентина Гафта и эмоциональность Александра Филиппенко, помноженная на изысканную отточенность режиссуры Романа Виктюка, – все это и есть театральный сон наяву, который длится чуть меньше двух часов. Проснувшись, нужно снова возвращаться в реальность, может быть, еще более фантасмагоричную, чем сон, приснившийся однажды Гафту.

Читайте также:
Виктюк пересказывает сон Гафта