31.01.2009 | 22:15

Фестиваль "Белые столбы - 2009". Итоги

В подмосковных Белых Столбах завершился очередной фестиваль архивного кино Его задача с виду проста – знакомить публику с киноисторией. Но сотрудники Госфильмофонда России, столько лет работающие в прямом контакте с чистым творчеством, так срежиссировали программу фестиваля, что сама история начинает восприниматься как хорошо поставленная драма или даже трагедия. Рассказывают "Новости культуры".

Не тринадцатый фестиваль, а "Опус XIII". Это не черная полоса, а совпадение: чертовой дюжины с гоголевской мистикой, воспоминаний о мировом экономическом кризисе конца двадцатых с ностальгией по советскому кинематографическому братству.

Владимир Дмитриев, замдиректора Госфильмофонда России: "Мы и назвали его фестиваль-семинар, где вещи чисто научные. И архивные вещи должны были выйти на заметное место. Сегодня, например, они составляли весь день".

Всего 13 планов – первая и единственная документальная киносъемка Государственного церемониала в Российской империи. Под лупой на почти черном негативе кадры этой съемки несколько лет назад разглядел сотрудник Красногорского архива. Их никогда и нигде не демонстрировали.

Этот фильм зритель не принял: слишком много авангарда и нет явного сюжета. Его отвергло и киноруководство: в фильме на революционную тему нет места поэтике. Результат – всего несколько копий и запрет на широкий формат.

Геннадий Полока признается: тогда молодых режиссеров "Ленфильма" - его, Мотыля, Кулиша и Панфилова – картина потрясла неординарным подходом к вечной теме человеческого противоборства. Почти через 50 лет Геннадий Полока увидел ее еще раз.

Геннадий Полока, режиссер: "Я могу этот фильм поставить в число немногих фильмов, созданных человечеством за сто лет. Я очень переживаю за его восстановление. К сожалению, этот фильм далек от оригинала".

Восстанавливают его долго и кропотливо. Единственный негатив "Первороссиян" хранился в Госфильмофонде на 70-миллиметровой пленке. За возможность показать его зрителю борются несколько сотрудников.

Татьяна Кухтина, сотрудник Госфильмофонда России: "С пленки перевели на цифру, а потом обратно – с оцифровки на пленку. Это первый фильм, который был сделан в этом году. Конечная цель – весь фонд, начиная со старых материалов, перевести на цифру".

В новое хранилище, о котором так долго мечтали работники, постепенно перевозят коробки с кинолентами. Новинка – на коробках появились штрихкоды, как в супермаркетах. Для идентификации.

Это только коробки не отличишь друг от друга. Живущие по соседству фильмы могут быть самыми разными и даже идеологически несовместимыми. Никакой селекции. В Госфильмофонде этим гордятся –можно создавать стереоскопию времени.

Владимир Дмитриев, замдиректора Госфильмофонда России: "Мы показываем советскую кинохронику и документальный фильм Довженко "Освобождение". Мы показываем немецкую кинохронику, показываем американские фильмы – с разных точек зрения все это и воспринимается, чтоб зритель мог сопоставить, понять".

Можно еще раз вспомнить, как вместе выстояли в годы испытаний.

Можно даже на гоголевщину в кино взглянуть с разных сторон. Одно дело "Нос" эмигранта Александра Алексеева. Он больше интересен техникой – используется игольчатый экран. Другое - "Шинель" Альберто Латтуады, картина 50-х годов, которая никогда не была в нашем прокате.

Валерий Босенко, сотрудник Госфильмофонда России: "Нам она бы показалась поверхностной, сделанной на комиковании общей ситуации, недостаточно трагичной, как у Гоголя. И если не знать первоисточника, то сказать, что все мы вышли из гоголевской "Шинели", затруднительно".

Астрахань и Нижний Новгород, Иркутск, Москва и Ленинград – в 26-м году афиши премьерного фильма висели на всех кинотеатрах страны.

Евгений Барыкин – автор "Выставки одной афиши" - говорит, что в них - контекст времени. Интересны цены на билеты, то, что "Шинель" называлась боевиком, что фамилии эмигрантов употреблять не запрещалось, а в фамилии актера Костричкина, тогда неизвестного, - ошибка. Обращать внимание на такие мелочи – любимое дело режиссеров, культурологов и киноведов.

На фестивале лучшим кинокритиком года назвали Ларису Малюкову, историком кино – Майю Туровскую. А лучшей программой признан цикл "Шедевры старого кино" телеканала "Культура".

Не награды и призы, а кино является важнейшим на этом фестивале. То уникальное кино, которое помогает понять и проанализировать время. День сегодняшний и день вчерашний.

Все материалы о фестивале>>>