31.01.2009 | 22:57

85 лет со дня рождения Тенгиза Абуладзе

Творчество Тенгиза Абуладзе необыкновенно философично, поэтично, лирично, глубоко неформально и национально. По меркам кинопроизводства мастер сказал немного. Всего 7 полнометражных картин. Зато очень веско. Абуладзе называли вестником "нового перестроечного времени". Сейчас его фильмы – это классика мирового кинематографа. 31 января исполнилось 85 лет со дня рождения режиссера. Рассказывают "Новости культуры".

Короткометражка "Лурджа Магданы" об ослике Лурджи, предназначенная, конечно же, для детей, как думали чиновники от кино, стала не только первой работой на "Грузия-фильм", но и первым международным успехом двух ВГИКовских выпускников – Тенгиза Абуладзе и Резо Чхеидзе. В Каннах короткометражка получает главный приз, а ведь до этого режиссеров упрекали – "столько денег потратили на бессмысленный фильм про осла"!

Корина Церетели, киновед: "Это получилось случайно. Фильм попал на Каннский фестиваль по разряду короткометражного кино. Причем, его в 10 часов утра показали. И те члены жюри, кто сумел проснуться, потребовал вторичного показа. И вот на вторичный показ все пришли. Фильм получил главный приз по разделу "Короткометражное кино". И это как-то приободрило и дало возможность дальше работать".

В то время Абуладзе был буквально заражен вирусом "неореализма". Причем, он пытался не подражать, а скорее нащупать свою особую, грузинскую поступь этого стиля.

Сосо Тугуши, историк кино: "Та структура, которую он выстраивает в фильме, в этом жанре, не была выставлена у других мастеров… Они строят по каноническим законам, а он ищет конструкцию к каждому фильму".

От грузинского неореализма к иносказательному, притчевому языку. Свою знаменитую трилогию он шаг за шагом создавал почти 20 лет. "Мольба" была снята в 68-ом, в 77-ом "Древо желаний", а в 84-ом "Покаяние", которое на экраны вышло в 86-ом. Сам Абуладзе говорил, что изменил бы этот порядок, он считал, что "Мольба" должна стать заключительной картиной. Но именно "Покаяние" стало таким мощным финальным аккордом в его творчестве.

Михаил Агранович, оператор-постановщик фильма "Покаяние": "Картина снималась дважды. Я участвовал во второй версии… снимали импровизационно. Не было подготовительного периода …все на ходу, очень весело. Никто из нас не верил, что эта картина увидит свет".

Зрители увидели "Покаяние" через два года после того, как картина была завершена. Всего через два года. Ведь судьба ленты решалась на самом высоком правительственном уровне. В итоге даже после трех показов в Доме кино вопрос о легализации "Покаяния" был еще открыт.

Михаил Агранович, оператор-постановщик фильма "Покаяние": "То, что мы испытали с этой картиной, такого, наверное, никто в советском кино уж точно не испытывал…"

В одном из интервью Тенгиз Абуладзе заметил: "У нас в Грузии говорят: "Поется и пою". Вот когда у меня возникает внутренний настрой петь, тогда я и начинаю работать над фильмом". Он не штамповал картины, а был настоящим философом в кино.

Читайте также: Абуладзе Тенгиз. 85 лет со дня рождения