02.02.2009 | 14:29

Мир глазами Юрия Роста

1 февраля известному фотографу, писателю и журналисту Юрию Росту исполнилось 70 лет. Работе фоторепортера он посвятил более сорока лет. Именно из этой практики вырос его масштабный проект "Групповой портрет на фоне века". За создание уникальной фотолетописи Юрий Рост был отмечен Государственной премией, премией имени Александра Блока и премией "Триумф", а одноименный фотоальбом был признан "Книгой 2008 года". Рассказывают "Новости культуры".

Юрия Роста окружают друзья. Пока он варит кофе, они укрепляют стены его мастерской. Смотрят прямо, выглядят естественно – достойные люди. Украшение своего времени. Благодаря Росту их запомнят и посетители выставки мастера. "Создание памяти" – подходящее название для дела всей его жизни. Для этого у него есть два инструмента: фотоаппарат и слово. "Симбиоз текста и фото дает более полное представление о человеке и о снимающем тоже. Так что это не только портрет, но и мой собственный автопортрет", – замечает мастер.

Первая фотография Юрия Роста – семилетний мальчик сделал ее на трофейный "Цейс-Икон". Он снимал не моделей, а своих друзей, и так было всегда. 63 года жизни и работы – и вот свидетельства дружбы и времени сложились в "Групповой портрет на фоне века". Так называется выставка Роста в "Манеже".

Чтобы прочесть текст, выставленный вместе с фотографией, нужно поднять голову. "Мы хотели пониже повесить, но получилось бы, что люди кланялись. Тоже нехорошо", – поясняют организаторы выставки. Судя по реакциям посетителей, усилия, затраченные на чтение Роста, того стоят.

Юрий Рост знает толк в героях. Один из главных в его пантеоне – Андрей Сахаров. "Это мы в аэропорту после землетрясения. В заячьей шапке, в пальто своем. Я его очень люблю. Он для меня значил и значит очень много", – говорит Рост. Рядом с портретом Сахарова можно увидеть героя не меньшего ранга, по мнению автора. Это рядовой войны Алексей Богданов. "Для меня это символ труженика, пахаря войны, на ком, собственно, держалась армия и победа", – замечает мастер.

В объектив Роста смотрят Фаина Раневская и доярки, чистильщик обуви дядя Гриша, Иоселиани и Данелия. Последние очень любят фотографа и даже приглашают принять участие в своих киноработах. Так, в фильме Иоселиани Юрий Рост катает детей на пони, а в фильме Данелии ставит диагноз.

Рост верит, что фотография – это искусство отбора, а "избранное" всегда лучше "полного собрания сочинений". Его проекты не идеологичны, но в них всегда есть идея, которая становится все глобальнее. После "Группового портрета на фоне века" Рост готовит выставку "Групповой портрет на фоне мира". Эскизы к будущей выставке частично представлены в Манеже, частично их можно увидеть на станции метро "Деловой центр". Высоко над суетой платформы – ландшафты Исландии. "Ни дорог, ни линий электропередач. Портреты цвета мира", – говорит фотограф.

Интерес Роста к природе, казалось бы, противоречит его очарованности личностью и увлеченности временем. Однако все вместе – личность, время и планета Земля – это оси координат целостного мира, который мы видим в окна Юрия Роста.

Читайте также:
Рост Юрий: "Линия жизни – странная штука"

"Групповой портрет" – ретроспективная выставка Юрия Роста