04.12.2018 | 15:11

Музеи Кремля начинают новый проект "Цари и музы: опера при русском дворе"

Музеи Московского Кремля начинают новый проект «Цари и музы: опера при русском дворе». На открытии показали спектакль по драме Симеона Полоцкого - придворного поэта и воспитателя детей царя Алексея Михайловича.

В этой постановке только костюмы не аутентичны. Это современная фантазия дизайнера на барочную тему. Всё остальное в «Пещи огненной» - результат долгих и кропотливых изучений театральных традиций конца XVIII века. Комедию «О Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожжённых» Симеон Полоцкий написал для царя Алексея Михайловича. За основу взял древний русский церковный чин «Пещное действо».

«Полоцкий хотел всем известную вещь повернуть другой стороны и показать это как школьный театр, который воспитывает вкус, чувства и дает навыки, в том числе семье царской. Одна из легенд, которую стоит проверить, что все женщины семьи Алексея Михайловича принимали участие в этих постановках», - рассказывает режиссёр –постановщик Андрей Решетин.

Конечно, любая подобная реконструкция условна и открыта для интерпретаций, ведь ни партитуры, ни сценографии, ни исторических документов не осталось. Вся опора на текст Полоцкого. Но вот как правильно произнести то или иное слово тоже становится ребусом для исполнителей. А иногда и поводом для улыбок – говорят на устаревшем диалекте артисты бегло, но всё равно непривычно. 

«Очень много таких слов довольно забавных -- «дато видяще поклоняет образу злата нас с ним почитают» и так далее. Само это звучание поэтичное, и вот эта нелепость в отрыве от контекста - это все равно красиво», - объясняет Данила Ведерников, солист ансамбля «Солисты Екатерины Великой».

Всего один показ – этот спектакль как вступительная глава к своеобразной антологии российской оперы. Новый музыкальный проект Музеев Московского Кремля рассчитан на четыре года и представит все основные вехи в развитии оперного искусства в России. 

«Мы хотим рассказать, как развивался этот вид искусства, и как тот или иной государь влиял на развитие. И мы знаем, что Анна Иоанновна была покровительницей, и при Екатерине была поставлена первая опера», - отмечает Елена Миловзорова, директор департамента издательской деятельности и специальных программ Музее Московского Кремля.

«Чудо о пещи огненной» -- не опера в привычном понимании, её вообще трудно отнести к какому-либо жанру. Здесь не столько поют, сколько говорят и танцуют. Кстати, для многих поклонников экспериментального театра эта историческая реконструкция покажется актуальной и оригинальной по подаче, ведь многие современные режиссёры ищут вдохновение именно в забытых традициях. В особенности барочных, таких как ярко выраженная артикуляция и жесты.

Новости культуры